Ви є тут

Гендерні аспекти творчості О. Шапір

Автор: 
Клименко Наталя Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004180
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗРУШЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ «ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ»
В ТВОРЧЕСТВЕ О. ШАПИР
Как уже отмечалось, до того как стать создательницей собственных творений,
женщина-писательница предстает в роли читательницы текстов, уже существующих в
культуре, по преимуществу – мужских. Она знакомится с присутствующими в них
авторитетными установками, определяемыми в рамках гендерного подхода как
результат производства мужской субъективности. Эти установки не могут не
касаться «традиционной женственности», представляющей собой комплекс культурных
и общественных норм, предписывающих женщине формы социального и морального
поведения.
Еще в средние века сложился тип идеальной женщины, основополагающими чертами
которого считались покорность и добродетельность, а единственными формами
жизнеустройства – замужество и материнство. Нежелательной была слишком высокая
образованность девушки, вследствие которой снижались шансы удачного замужества.
Как отмечает историк Б. Пиетров-Эннкер, в России «в перечне добродетелей
готовых к замужеству дочерей числились такие качества, как скромность,
послушание, чуткость [275, с. 86]». Замужняя женщина должна была отличаться
умением вести хозяйство, воспитывать детей и быть достойной женой своего мужа.
Женская линия в поведении, как правило, связывалась с послушанием и
постоянством, самоотверженностью и любовью, милосердием и верностью, в отличие
от мужской, основными характеристиками которой считались своеволие и
независимость, активность и властность.
Принципы, нормы поведения, которым подобало следовать истинной женщине,
излагались не только в Священном Писании, «Домострое», специальных книгах по
этикету, но и были закреплены во всех видах искусства, и, прежде всего, в
художественной литературе, созданной авторами-мужчинами. Проанализировав
русскую классическую литературу, финская исследовательница А. Розенхольм пришла
к выводу, что в произведениях писателей «женственность» – как комплекс
культурных и общественных норм – отражает мужские представления о женской
гармонии и цельности [3, с. 143]. Любимая героиня А.С. Пушкина, Татьяна Ларина,
верная долгу супруги, женщина-«самка» Л.Н. Толстого, «кроткие», всепрощающие
героини Ф.М. Достоевского, праведницы Н.С. Лескова – все они представляют
традиционный тип идеальной женщины, вдохновляющей на любовь, подвиги,
действия.
Однако, если классическая мужская литература, моделируя идеальные женские
образы, начиная еще с А.С. Пушкина, огромные усилия прилагала к тому, чтобы
создать и сохранить миф о русской женщине как духоводительнице, нравственно и
морально превосходящей мужчину и, в то же время, совершенно забывала о
проблемах реальной женщины, то в женской литературе уже со второй половины ХІХ
века (к примеру, в творчестве А.Я. Панаевой, А.П. Сусловой, Н.Д. Хвощинской,
С.И. Смирновой-Сазоновой, О.А. Шапир и т.д.) прослеживается тенденция,
связанная с его разрушением.
В данной главе мы попытаемся доказать, что О. Шапир, как и ее «сестры по перу»,
стремилась всеми силами развенчать и разрушить традиционные стереотипы
женственности, которые сковывали развитие женской личности, служили сильнейшим
препятствием на пути к обретению женщинами долгожданной независимости.
2.1. Носители и «охранители» стереотипов «традиционной женственности» в
произведениях писательницы
Дореволюционный критик Н. Надеждин, проанализировав в статье «Женщины в
изображении современных русских женщин-писательниц» (1902) женское творчество
второй половины ХІХ века (упоминаются имена Марко Вовчок, Н.Д. Хвощинской,
С.И. Смирновой-Сазоновой, О.А. Шапир), писал следующее: «женщина-писательница
откликнулась на все господствующие в жизни и литературе направления, отразила в
своих сочинениях все главнейшие настроения минуты [252, с. 290]».
Одной из доминирующих проблем этого времени являлась проблема поиска
положительного героя, которая в творчестве писателей как демократического
(Н.Г. Чернышевский, В.А. Слепцов, И.В. Омулевский и др.), так и
антинигилистического (Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков и др.)
направлений связывалась не только с идеальным мужским персонажем, героем
времени, но и с женским образом, воплощающим концепцию идеальной женской
личности. Большинство авторов-мужчин, подчеркивая спасительную роль женщины в
жизни общества, полагало, что она создана, в первую очередь, чтобы любить и
быть матерью (любовь помогает Марье Щетининой из романа В.А. Слепцова «Трудное
время» осознать пустоту и бесцельность собственной жизни; в любви и материнстве
показана Христина Жилинская в романе И.В. Омулевского «Шаг за шагом» и т.д., не
говоря уже об идеальных женских образах Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова,
Н.С. Лескова, положительность которых проявлялась, прежде всего, в их
способности к семейной жизни).
Женщины-писательницы также не остались в стороне от данного вопроса. В женской
литературе этого периода пересматривались и переосмысливались традиционные
стереотипы, касающиеся женственности и природного предназначения женщины.
Поскольку последние были сформированы внутри патриархатной (мужской) культуры,
то вполне объяснимым оказался тот факт, что в текстах писательниц, в том числе
и О. Шапир, в роли носителей и распространителей стереотипов «традиционной
женственности» выступили, прежде всего, мужские персонажи.
Уже в первых произведениях О. Шапир художественному исследованию подвергается
стереотип, согласно которому женщина воспринимается мужчиной, в первую очередь,
как объект наблюдения, любования, восхищения и т.д. Писательница в ироническом
ключе изображает ситуации, в которых герои-мужчины,