Ви є тут

Філософія духовного оновлення І.О.Ільїна.

Автор: 
Руденко Оксана Сергіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U005747
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ И.А. Ильина: специфика, сущность,
метолдологические подходы
2.1. Особенности концепции духовного обновления И.А. Ильина в контексте русской
религиозной философии
Философия духовного обновления И.А. Ильина, которая рассматривается в данном
исследовании, является важным аспектом творческой деятельности данного русского
философа и представляет собой оригинальный подход в понимании основных проблем
человеческого бытия. И.А. Ильин относится к плеяде мыслителей, творивших в
русле русской религиозной философии и работавших над с присущими ей тематикой и
основными проблемами, что соответствовало духу времени и социально-политической
актуальности эпохи.
В русской философии конца XIX – начала XX века сформировалось философское
направление, получившее название Русский религиозный ренессанс или же
«серебряный век» философской мысли. Время русского культурного ренессанса Н.А.
Бердяев назвал «одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры» [16
с.153]. Этому периоду присуще оживление духа так называемого «золотого века»,
начатого А.С. Пушкиным и прерванного 60 – 80 годами ХІХ века [159, с. 44]. Для
этого периода становятся характерным изучение проблем духа и духовной культуры
в русле религиозной философии, а человек становится центром всех философских
измерений. Именно в это время происходит становление И.А. Ильина как философа,
именно этому периоду относится творческая деятельность русских философов,
оказавших влияние на формирование творческой позиции И.А. Ильина: Вл.
Соловьева, Ф. Достоевского, П. Нолвгородцева, С.Н. Трубецкого и Е.И.
Трубецкого.
И. А. Ильин творил в одном из наиболее плодотворных периодов русской культуры,
и, в то же время – в наиболее сложном этапе ее исторического развития.
Революция 1905 г., Первая мировая война, революция 1917 г., гражданская война,
становление советской власти, высылка, вторая мировая война,
политико-идеологические преследования – вот фон творческой жизни мыслителя. И в
то же время конец XIX – нач. XX века, вопреки перипетиям истории, отмечен
расцветом русской национальной философии и культуры.
Основой кристаллизации взглядов И.А. Ильина становится не только русская
философия, сформировавшая к тому времени свои приоритеты философских подходов и
проблем, а также богатое наследие западноевропейской философской культуры.
Н.А. Бердяев назвал И.А. Ильина «немцем русской философии»[19, с. 105], однако
в своем творчестве Ильин уходит от «немецких» идей и форм построения мысли,
реализовав себя в «русском стиле» философствования, впитав при этом традиции
русской религиозной философии.
Чтобы иметь возможность в данном исследовании подчеркнуть оригинальность
творческой мысли философа и специфику его идей в характере русской национальной
философской мысли XIX – нач. XX века, рассмотрим те основные черты русской
религиозной философии, которые в немалой степени присущи именно работам Ивана
Александровича Ильина.
Изучая взгляды И.А. Ильина, нельзя не отметить его склонности к религиозности
мировоззренческой позиции, стремление к системности, интуитивизм в познании,
антропоцентризм мысли, высокие требования к человеку. Что в полной мере
созвучно с характерными чертами русской религиозной философии, которые можно
определить как:
- сосредоточенность на идее спасения человека в приобщении к религиозному
опыту;
- сконцентрированность на этической проблематике, а часто и стремление
преобразить саму природу человека путем неуклонного соблюдения выверенных
нравственных норм;
- увлеченность историософией, социально-исторический утопизм и жажда
преобразования несовершенного общества в идеальное, справедливое и неизменное;
- напряженное внимание к истории отечества, утверждение роли России как
уникальной и судьбоносной для всего мира;
- тесная переплетенность гносеологической и онтологической проблематики: вопрос
о возможностях и методах познания, как правило, решался в соответствии с
требованием нравственного совершенства и определенного образа жизни, что
предполагало сосредоточенность на «бытийном аспекте» [224, с. 21], шла речь об
абсолютном или о предметном мире.
Русская философская мысль, имеет свою специфику, и связано это, прежде всего, с
национальным своеобразием русской философской мысли, национальной самобытностью
мышления самого по себе, своеобразными историческими и духовными тенденциями, а
также с особенностью национального духа.
Если выделить общие черты русской философии, главными, на мой взгляд, окажутся:
1) философская мысль развивается в спектре метафизических проблем человека; 2)
имеет тесную взаимосвязь с идеями и тенденциями в западной философии; 3) имеет
свою специфику распространения философской идеи (существование «удивительного
сверхэмпирического единства нации» о котором говорил Н.О. Лосский [150, с.
28]).
Мы же в своем исследовании остановимся, прежде всего, на проблемах религиозного
характера русской философской мысли и религиозности взглядов И.А. Ильина,
диссонансности идей – как специфической черте русской культуры и философии, в
том числе И.А. Ильина, антропологическом характере учений, связь с идеями
западной философии. Данные особенности, на наш взгляд, позволяют наиболее емко
отразить значимые черты философской позиции И.А. Ильина в контексте русской
философской традиции.
Одной из главных характерных черт русской философской мысли является ее
религиозность. Русская философия прошла интересный и самобытный путь
становления. Ее феномен, отчасти, заключается в том, что практически сразу,
пройдя секуляризацию мысли, и освободившись от догматического натиска
священного письма и