Ви є тут

Білорусько-російські відносини (1991-2000 рр.)

Автор: 
Дем’янчук Юлія Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2009
Артикул:
0409U005874
129 грн
Додати в кошик

Вміст

содержанием белорусско-российских отношений в обозначенный период была попытка осуществления интеграции этих двух стран, что обусловлено обьективными и субьективными предпосылками. Этническое единство белорусского и русского народов, общее историческое прошлое, духовная близость, общность интересов в области внешней политики, сохраненные экономические связи между двумя государствами в период перехода к рыночным отношениям, кризис экономик в середине -х гг., проблема охраны границ побудили их к поиску более тесных форм сотрудничества и в конечном итоге привели к идее создания Союзного государства.
2. В диссертации исследованы формы и способы российско-белорусского межгосударственного сотрудничества, его основные направления и этапы, а также цели, на достижение которых были направлены усилия России и Беларуси.
Центральными в белорусско-российских отношениях на первом этапе были политико-правовые аспекты. Договор о создании Союзного государства, регулирующий эти вопросы, не стал инструментом преодоления растущих различий в подходах к политической и экономической составляющих интеграционного процесса. Главной проблемой являлось отсутствие договоренности между правящими элитами о том, кто и в каких объемах будет осуществлять государственно-политическое управление в совместном государстве.
Политическое сотрудничество осуществлялось по линии, прежде всего, органов Союзного государства: Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров. Высший Государственный Совет Союзного государства принимает стратегические решения, которые Совет Министров воплощает в жизнь. В процессе политической интеграции двух стран предпочтение было отдано постепенному сближению.
В политико-юридической сфере основное препятствие на пути интеграции образуют противоречия вокруг проблемы государственного суверенитета и, соответственно, структуры и функций Союзного Государства. Противопоставление идеи интеграции двух стран их суверенитету, независимости не способствует продуктивному строительству Союзного Государства. Для создания любого жизнеспособного долгосрочного объединения необходима передача части национальных полномочий союзным наднациональным органам. Обоим государствам придется поступиться частью своего суверенитета. Видимо, независимость Беларуси как меньшего партнера пострадает в большей степени, но определенные уступки придется сделать и России.
В сфере экономического сотрудничества следует выделить следующие проблемы: существенные различия между утвердившимися социально-экономическими системами. В России сложилась рыночная система. Напротив, белорусская многоукладная экономика со значительными "пережитками социализма" предполагает жесткое валютное и финансовое регулирование, государственный контроль над жизненно важными областями производства (поддержка промышленного производства и сельского хозяйства путем прямого государственного вмешательства).
Таким образом, среди экономических обстоятельств главным сдерживающим фактором является разновекторность курсов реформ в России и Беларуси. Принципиально расходятся подходы белорусского руководства на вопросы приватизации, купли-продажи земли, роли государства в управлении экономикой.
Одной из основных проблем в обозначенный период было решение вопроса по введению в намеченные сроки российского рубля в качестве единого платежного средства Союзного государства. Одобренный правительствами и национальными банками двух стран проект соглашения о единой валюте не был реализован, его введение в действие постоянно откладывалось и обрастало дополнительными условиями: подготовкой проекта Конституционного Акта, созданием двух эмиссионных центров и выплатой Белоруссии компенсации за ее возможные финансовые потери. Несомненно, риски для экономики Беларуси велики - утрата независимости в монетарной, фискальной, курсовой политике, уменьшение поступлений в бюджет, рост инфляции и безработицы, однако их можно минимизировать. В тоже время введение единой денежной единицы является залогом экономического объединения двух стран и несет преимущества и России, и Беларуси.
3. Одним из катализаторов интеграционного процесса являются прямые связи Беларуси с регионами России. Региональная интеграция позволяет решать большой круг конкретных вопросов в торгово-экономической и социальной областях, а также более полно учитывать интересы и возможности хозяйственных субъектов, которые минуя череду посредников, развивают прямые взаимовыгодные кооперационные связи.
4. На протяжении - гг. на передний план в качестве факторов, определяющих движение к интеграции, стали выходить геополитические и военные интересы. Для России интеграция с Беларусью - один из способов сохранить возможности геополитического влияния на западном направлении - непосредственный выход к границам Центральноевропейского региона, нейтрализация потенциальной угрозы создания так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции, увеличение военных возможностей интеграции с белорусской армией, вывод Калининградского особого оборонительного района из военно-стратегической изоляции.
4. Ключевое значение для развития сотрудничества в рамках Союзного государства в социальной сфере имеет Договор о равенстве прав граждан России и Белоруссии. Однако здесь также есть проблемы. Главное препятствие для реализации равенства прав граждан заключается в том, что национальными законами России и Белоруссии граждане Республики Беларусь на территории Российской Федерации, также как и граждане Российской Федерации на территории Республики Беларусь, рассматриваются как иностранные граждане.
5. Реализация некоторых положений Договора о Союзном государстве принесла ощутимые результаты в различных жизненных сферах. Были созданы активные экономические связи между Беларусью и Россией, действуют соглашения в области охраны границ, военно-политической сфере и в области гарантий прав граждан, действуют социальные программы. Если говорить о серьезных результатах белорусско-российской интеграции, то следует назвать союзные программы, которые стали приносить осязаемые результаты уже на начальном этапе их реализации. Так, суперкомпьютер "СКИФ К-", разработанный в рамках союзной программы, занял -е место в мировом рейтинге top. crunch высокопроизводительных ЭВМ. Более чем союзных программ, реализуемых впоследствии, принесли пользу обеим странам, поскольку в них участвовали тыс. предприятий с числом занятых более тыс. человек.
Стоит подчеркнуть, что между предприятиями обеих стран сложились сравнительно развитое
разделение труда и кооперационные связи в производстве готовой промышленной продукции, особенно изделий машиностроения, играющего ключевую роль в сближении национальных хозяйств.
В целом реальный прогресс в формировании Союзного государства к настоящему времени оказался далеко не столь значительным, как это первоначально намечалось в - гг. Такая ситуация обусловлена целым рядом причин, среди которых выделим следующие. Реализация Договора о Союзном государстве происходила в существенно изменившихся условиях. На рубеже веков в России произошла смена не всегда последовательного внешнеполитического курса и эксперементов во внутренней политике президента Б. Ельцина на прагматический курс президента В. Путина, направленный на возрождение величия России, что порождало рецидивы великодержавной политики и вызывало соответствующую реакцию руководства суверенной Беларуси. Среди других причин, помешавшим реальному единению двух народов можно выделить следующие: со стороны России - отсутствие политической воли, которая была бы нацелена на постоянную системную работу в этом направлении; преобладание политической интеграции над экономическими составляющими; пассивное ожидание возникновения равных условий хозяйственных субъектов; подход к двусторонним отношениям с позиции "старшей сестры"; игнорирование со стороны высшей государственной власти функции контроля за исполнением решений, принятых в рамках союза.
Со стороны Беларуси - политика лавирования между сохранением суверенитета и самостоятельности Беларуси и укреплением союза с Россией; преобладание точки зрения, что первой фазой объединения должно стать создание правовой базы; противоположная России макроэкономическая государственная стратегия; неприятие федеративного устройства; навязывание России принципа "одна страна - один голос"; несовпадение политических интересов белорусской государственной элиты с интересами российской.
Формирующаяся модель белорусско-российской интеграции при всех слабостях и противоречиях, которые ей присущи, представляет собой уникальное явление в международной политике не только в силу разноуровнего характера хозяйственных организмов двух стран, но и в силу существенной разнородности их политических режимов. Таким образом, указанные факторы, прежде всего экономического и правового характера, а точнее их непроработанность и нерешенность, перевесели геополитические факторы, которые могли бы стимулировать процессы интеграции. Несмотря на то, что основные цели, поставленные в Договоре о Союзном государстве не были достигнуты, тесное сотрудничество этих стран остается актуальным и дает положительные результаты для них.
Попытка сближения двух государств под лозунгом славянского единства стран с различиями в экономике, социальной политике при стремлении со стороны России привратить Беларусь в одного из членов федерации, и со стороны Беларуси сохранить суверенитет, мешало равноправному сотрудничеству в экономической, политической, военной сферах. Изучение этого опыта может быть полезным для руководства Украины при определении возможности взаимовыгодного сотрудничества с Беларусью и Россией.
Список