Ви є тут

Українська тема в російській літературі першої половини ХІХ століття (проблеми еволюції, міфологізації, інтертекстуальності).

Автор: 
Мацапура Валентина Іванівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0502U000296
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИСТОКИ УКРАИНСКОЙ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕДРОМАНТИКОВ

2.1. Миф о (Малороссии( в жанре "путешествия" (1800-1810 гг.)
Украина издавна привлекала внимание путешественников, историков, писателей как экзотическая страна с яркой природой, героическим прошлым и самобытной культурой. Отзывы чужестранцев об Украине тщательно собраны и проанализированы В.Ю. Сичинским, а также Д.С. Наливайко [331;252;251]. Оба исследователя проделали большую работу в изучении и популяризации западноевропейской украиники. Однако русская украиника начала ХІХ века исследована недостаточно.
После ликвидации гетманщины во времена Екатерины ІІ (1764 г.), разрушения Запорожской Сечи (1775 г.), присоединения к России Крыма (1783), а также Правобережной Украины в результате второго деления Польши (1793 г.) царское правительство и правящая верхушка смотрели на украинские земли как на часть своей территории. Сюда устремляются русские чиновники, военные, помещики (по сути началась колонизация украинской территории).
Особый интерес к "Малороссии" возникает в русской культуре, ее (открывают( для себя русские писатели. В начале ХІХ века украинская тема представлена в мемуарах, письмах, дневниках, но особенно ярко в жанре "путешествия". Популярности указанных жанров способствовало развитие сентиментализма, интерес читателей к таким характерным для этого направления произведениям, как "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна (1768) и "Письма русского путешественника" Н.Карамзина (1791-1792).
Жанр "путешествия" в конце XVIII - нач. XIX в. выделяется как самостоятельный, имеющий синкретический характер. "Путешествие" подчиняет себе, вбирает в себя другие жанровые образования, которые "свободно чередовались, как бы имитируя неорганизованное течение самой жизни" [137,8]. Оно могло включать в себя путевые очерки, анекдоты, дневники, письма, отрывки из лирических произведений, документы и т.д. Одна из главных особенностей "путешествия" идея жанровой свободы. Прослеживая динамику развития этого популярного жанра, Е.С. Ивашина подчеркивает, что постепенно "путешествие" распалось на отдельные жанры, жившие в нем потенциально, "в зародыше", вошло в роман, в поэму и т.д. [137,3]. Стык восемнадцатого и девятнадцатого столетий характеризуется необыкновенной популярностью этого жанра, который привлекал внимание как первостепенных, так и второстепенных авторов. Однако, несмотря на очевидную его популярность, "путешествия" изучены плохо. В литературных справочниках, словарях и энциклопедиях "о путешествиях как явлении литературы не говорится ровным счетом ничего" [102,125].
Анализируя историко-литературные источники, посвященные истории Запорожской Сечи, Д.С. Наливайко использует термин "литература факта" для обозначения описаний путешествий, мемуаров, писем, дневников, посланий и т.д. Исследователь указывает, что на все эти жанры современники смотрели как на литературные, хотя в их структуре соединяются разные элементы и функции: как научно-информативные, так и литературно-художественные [251,15-16]. Но все же термин "литература факта" представляется более приемлемым для анализа произведений, в структуре которых преобладает документальное начало. Думается, что необходимо разграничивать понятия "фактографическая литература" и жанр литературного "путешествия".
В начале ХІХ века количество литературных "путешествий", посвященных украинской тематике, значительно возрастает. Украина становится предметом пристального внимания русских авторов. Начиная с 1800 года, появляется ряд литературных "путешествий" В. Измайлова, П.И. Шаликова, П.И. Сумарокова, И.М. Долгорукого и др. Отношение к этой литературе длительное время было скептическим. Многие из указанных авторов рассматривались как эпигоны Карамзина. Однако в плане интересующей нас темы путешествия в "Малороссию" приобретают особое значение. С них собственно и начинается мифологизация украинской действительности. По подсчетам В. Сиповского, Украина изображена в 23 произведениях русских авторов, которые представляют собой "путешествия", описания, очерки, письма и т.д.
Одним из наиболее ярких образцов рассматриваемого жанра является "Путешествие в полуденную Россию" В. Измайлова, выдержавшее несколько изданий (1800, 1802, 1803 гг.) и вошедшее в "Собрание образцовых русских сочинений" (1817) [139]. Уже само название произведения свидетельствует о том, что его автор рассматривает Украину как часть русской территории, несмотря на попытки подчеркнуть национальный колорит этого края. Как и в "Письмах русского путешественника" Н.М. Карамзина, информативное начало соединяется здесь с лирической стихией. В произведении осуществлена попытка изобразить широкое географическое пространство с такими пунктами на его карте, как Сумы, Киев, Лубны, Полтава, Кременчуг, Херсон, дать представление об образе жизни и характере "малороссиян". Все виденное и слышанное пропускается сквозь призму авторского восприятия и находит оценку. Лирическая струя пронизывает весь текст произведения. Настроение автора часто меняется в зависимости от смены ландшафта. Излюбленными художественными приемами автора являются гиперболизация и метафоризация, поиски необычных эпитетов, подбор которых свидетельствует о влиянии сентиментализма. Картина "величественного Днепра" и "амфитеатра гор" сменяется описанием церквей и храмов. Киев изображается как священное место, куда устремились тысячи богомольцев. При этом сакрализуются не только церкви, но и окружающая природа: "горы служат величественным пьедесталом для святых храмов, Божеству посвященных, и от лица земли подносят их к небу", а Днепр представлен как "божественный". Торжественность и даже некоторая выспренность стиля объясняются тем, что автор пытается представить Киев как место, "достойное быть второй столицей мира". "Путешествие в полуденную Россию" В. Измайлова можно интерпретировать как рассказ о пережитом, как исповедь и признание. В данном плане рассматриваемый текст очень похож на "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина. Об