Ви є тут

Моделювання процесiв реiнжинiрингу систем управлiння економiчних об'єктiв

Автор: 
Андрiєнко Володимир Миколайович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3502U000309
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИ РЕИНЖИНИРИНГА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
На разработку эффективной системы управления экономического объекта оказывают влияние как макроэкономические (нормативная база, налоговая политика и другие), так и микроэкономические факторы (высокий уровень издержек, обусловленный условно-постоянными расходами на поддержание устаревшего оборудования и малыми объемами производства, неадекватная квалификация руководящего персонала, отсутствие знаний и практики современного менеджмента и маркетинга и другие).
Снижение издержек и повышение конкурентоспособности невозможно решить без реструктуризации экономических объектов и диверсификации производства, что в свою очередь определяет необходимость выработки и реализации стратегии его развития и функционирования [96, 175, 199]. Пренебрежение к решению вопросов выработки и реализации стратегии порой объясняют высокой неопределённостью макроэкономических показателей, хотя именно они и стимулируют разработку стратегий.
Однако, отечественные экономические объекты оказались не в состоянии реагировать на эти факторы ввиду исторически сложившейся неподготовленности, так как в условиях административно-командной системы вопросы стратегического управления были вынесены на отраслевой и государственный уровни. Поэтому для уровня экономических объектов не были разработаны адекватные подходы к решению проблемы стратегического управления, а менеджеры экономических объектов не получили адекватные знания и опыт в решении этой проблемы.
В данном разделе рассмотрены модели механизмов, применяемых при реинжиниринге систем управления экономических объектов, позволяющие существенно продвинуться в решении сформулированной проблемы.
Определение 2.1. Механизмы рассматриваются как результаты реинжиниринга систем управления и представляют собой совокупность задач, методов решения, моделей, инструментальных средств подготовки данных и реализации моделей, эффективных методов накопления, поиска, обеспечение сохранности, непротиворечивости и достоверности данных как для принятия оперативных так и последующих управленческих решений, методик, инструкций и программ обучения персонала, а также квалифицированных, специально подготовленных работников.
Индуктивный подход к применению современных информационных технологий предполагает поиск проблем конкретной предметной области, которые можно с их помощью решить. Многообразие информационных технологий и характеристики конкретной предметной области определяют особенности проведения реинжиниринга систем управления экономического объекта. Поэтому методы реинжиниринга систем управления рассмотрим для конкретных экономических объектов.
2.1. Моделирование стратегии функционирования экономических объектов
Разработку стратегии функционирования экономического объекта начинают с выбора подхода к организации её дальнейшей реализации, предполагая, что, как было показано в подразделе 1.1, в настоящее время экономические объекты строят свои системы управления по дивизиональному принципу.
Рассмотрим примеры систем стратегического планирования и управления, использующие методы реинжиниринга в их организации.
2.1.1. Реинжиниринг системы управления отраслевого министерства
Период трансформационного цикла экономики характеризуется повышением роли государственного регулирования экономических, политических и социальных отношений. Особенно значима эта роль в сфере образования и науки, определяющей интеллектуальный потенциал страны, что в конечном итоге свидетельствует о профессиональном и социальном уровне развития общества. Предоставляя возможность учреждениям образования и науки выполнять функциональную деятельность на коммерческой основе и тем самым частично решать вопросы финансово-хозяйственной деятельности за счет получаемых доходов, государство регулирует финансирование затрат на заработную плату, стипендию, коммунальные платежи и другие виды затрат. Без государственной поддержки учреждения образования и науки функционировать еще не в состоянии.
В связи с этим возрастает роль отделов Министерства образования и науки Украины, осуществляющих планирование, учет и контроль распределения бюджетных денежных средств между подведомственными учреждениями для ведения финансово-хозяйственной деятельности и выполнения научных разработок. Большое количество подведомственных учреждений, направлений научных разработок, неравномерность нагрузки на планирующие и учетные службы, сложность организации системы планирования учета и контроля распределения денежных средств определяют необходимость применения методов экономико-математического моделирования, современных компьютерных технологий и реинжиниринга при разработке и реализации механизмов эффективного функционирования системы государственного управления денежными средствами учреждений образования и науки (подведомственных учреждений) [9].
Объектом управления системы государственного управления денежными средствами учреждений образования и науки являются процессы финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата бухгалтерии и планового отдела Министерства образования и науки Украины (МОиНУ). Основными процессами являются:
процесс 2.1. Планирование лимитов финансирования подведомственных учреждений;
процесс 2.2. Формирование реестра распределения средств между подведомственными учреждениями;
процесс 2.3. Формирование реестра получателей средств научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
процесс 2.4. Формирование первичных и отчетных документов центрального аппарата бухгалтерии;
процесс 2.5. Проверка и прием отчетов от подведомственных учреждений в бухгалтерии МОиНУ.
Особенностью системы государственного управления денежными средствами учреждений образования и науки является реализация функций планирования, учёта, анализа контроля и регулирования финансовых потоков как центрального аппарата МОиНУ, так и подведомственных учреждений.
Проведенные исследован