Вы здесь

Іноземні інвестиції в інституціонально-ринковій трансформації економіки

Автор: 
Носова Ольга Валентинівна
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2002
Артикул:
3502U000397
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1. Роль прямых иностранных инвестиций в институциональном
развитии индустриально-развитых и развивающихся стран

Одним из факторов поддержания высоких темпов экономического роста в ряде индустриально развитых и развивающихся стран является проведение ими сбалансированной политики в области привлечения ПИИ. Вклад иностранного капитала в развитие национального производства будем исследовать на основе анализа инвестиционной политики указанных стран, которые обеспечили не только значительный приток ПИИ, но и превратились в крупнейших экспортеров капитала в мире. Деятельность иностранных фирм за рубежом определяется инвестиционной политикой государств, где функционируют эти компании.
Страны триады (Западная Европа, США и Япония) лидируют в области привлечения прямых инвестиций. Они успешно конкурируют с другими государствами за наиболее прибыльные международные рынки вложения капитала. Приток ПИИ вызывает эффективное размещение ресурсов, повышает конкурентоспособность продукции и углубляет специализацию производства отдельных компаний. Расширение интеграции сопровождается обострением конкуренции и ограничением мощи монополий. Страны Западной Европы, США и Япония раньше других воспользовались преимуществами развития внешней торговли и расширения интеграционных процессов между государствами.
США являются крупнейшим инвестором и реципиентом инвестиций в мире. Достижению устойчивых международных позиций в сфере использования иностранного капитала предшествовал период проведения специальной экономической политики, включающей создание инфраструктуры: транспортной системы, строительства дорог, мостов, развития средств коммуникаций еще в начале ХIХ веке. Более высокая экономическая отдача от иностранного капитала по сравнению с текущими затратами выступала в качестве экономического источника проведения быстрой индустриализации в США. В истории привлечения иностранного капитала США отмечались периоды резкого подъема и сокращения притока ПИИ. Великобритания, Канада, Нидерланды и Швейцария выступали в качестве основных инвесторов в США на протяжении всего ХIХ века. К основным мотивам инвестирования в страну относятся наличие высококвалифицированной рабочей силы, большой внутренний рынок, избыток природных ресурсов и земли. Условиями привлечения иностранного капитала выступают политическая стабильность, развитый фондовый рынок, ограничение государственного вмешательства в экономику, обеспечение соответствия между высоким уровнем технологического развития и менеджментом. После второй мировой войны произошли значительные изменения в мировой финансовой системе. Либерализация движения капитала и валютного регулирования, проведение инноваций способствовали уменьшению трансакционных издержек. Секьюритизация сопровождалась оттоком денежных средств кредитно-финансовых институтов на неорганизованный рынок ссудного капитала. Рассматриваемые процессы вызвали обострение конкурентной борьбы между индустриально развитыми странами.
Около 15-20 % федерального долга США находилось в иностранных руках, из которого 26 % принадлежало Японии в конце 1988 года [389, С.980]. К заграничным активам США относятся также активы государства, банковской системы и ряда международных организаций. В период нестабильности на финансовых рынках (примером может служить черный понедельник в октябре 1987 года) иностранные инвесторы продают часть рискованных портфельных инвестиций. Это проявилось в обратном эффекте на развитие экономики США и привело к снижению доли иностранных активов, обесценению доллара и росту процентной ставки [365, С.21]. Основным способом проникновения на рынок США стали поглощения, позволяющие посредством покупки акций компании устанавливать полный контроль над ней. В 1988 году расходы иностранных инвесторов на поглощения уже существующих компаний составили 60 млрд. долл., в то время как издержки, связанные с созданием новых компаний достигли 5 млрд. долл. [389, С.914].
В законодательстве об иностранных инвестициях содержатся ограничения на землю для иностранных собственников в ряде штатов США. Они отражены в законах об индивидуальной иностранной собственности, собственности иностранных корпораций, предусматривающих процедуру наследования и законах об использовании государственной собственности. В отношении некоторых отраслей в США, не относящихся к объекту федерального регулирования, до 1988 года действовали ограничения. В сфере радиовещания и связи допускается иностранный контроль не более 20 % от величины собственности компании. Иностранному собственнику может принадлежать не более 25 % принимающих участие в голосовании акций акционеров в сфере воздушного транспорта [389]. В правовой сфере в отношении иностранных инвесторов действует принцип нейтральности, который предусматривает действие законодательства, обеспечивающего партнерские отношения. Применение ограничений в отношении ряда функционирующих в США иностранных фирм вызвано неблагоприятным инвестиционным режимом в отношении американских компаний в этих странах. Актом о проведении политики в сфере энергетики 1992 года закрепляется участие иностранных компаний в федеральных программах США при условии проведения взаимовыгодной политики в отношении американских фирм за рубежом. Подобные требования содержатся также в акте о технологическом финансировании 1991 года.
США проводят нейтральную политику в области ПИИ, которая характеризуется партнерскими отношениями с иностранными инвесторами, отсутствием дискриминации в вопросе национальной принадлежности собственника компании. При заключении финансовых сделок с иностранными фирмами Соединенные Штаты придерживаются политики, исключающей предоставление каких-либо привилегий или создание ограничений какой-либо из сторон. Филиалы американских компаний пользуются аналогичными правами при организации инвестиционной деятельности в рамках действующего законодательства. В области налогообложения иност