Ви є тут

Океанологічні основи забезпечення функціонування морегосподарського комплексу України

Автор: 
Щипцов Олександр Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0504U000338
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ РАНЖИРОВАНИЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В
ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА И ОПТИМИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА И ДРУГИХ РАЙОНОВ МИРОВОГО
ОКЕАНА
2.1. Использования океанографических исследований в целях
навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания
Анализ состояния морского транспорта (разд.1.2), помимо прочего, показал
необходимость усовершенствования системы безопасности мореплавания
транспортными коридорами, которые проходят через территорию Украины, например,
морскими (черноморскими) участками Евро-Азиатского транспортного коридора (Рис.
2.1), а также по рекомендованным судоходным путям Азово-Черноморского бассейна
(Рис. 2.2).
Возросшая в последние годы интенсивность судоходства в районах основных
транспортных коридоров, требует создания общегосударственной межведомственной
системы океанографических исследований, направленных, в первую очередь, на
получение и анализ информации, необходимой для обеспечения безопасности
мореплавания.
Комплексные океанографические экспедиционные исследования в Черном и Азовском,
Средиземном морях и других районах Мирового океана, имеющих политическое,
экономическое или научное значение для Украины должны быть направлены на
исследование и передачу оперативной информации о следующих характеристиках
морской среды:
морских течениях в деятельном слое, который используется надводными и
подводными судами;
Рис. 2.1. ТРАСЕКА.
Рис. 2.2. Схема рекомендованных судоходных путей.
вертикальной и пространственной структуре полей температуры, солености,
плотности поля скорости звука, а также оптических свойствах и химическом
составе морских вод, содержании в них радионуклидов;
ветровом волнении, зыби и внутренних волнах различных частотных диапазонов.
С целью обеспечения безопасности судоходства необходимо регулярно:
выполнять маршрутный промер;
проводить исследования рельефа морского дна, его геологического строения и
донных осадков;
осуществлять поиск, выявление и классификацию подводных объектов и
навигационных преград;
наблюдать за состоянием, положением и направлением дрейфа морских пресноводных
и глетчерных льдов в районах плавания судов;
вести автономные наблюдения в океанах и открытых районах морей на заякоренных
поверхностных и притапливаемых буйковых станциях, дрейфующих, ныряющих
платформах и буях нейтральной плавучести с акустическими и космическими
системами передачи информации.
Для повышения научно-технического уровня обеспечения безопасности мореплавания
требуется:
применение дистанционных спутниковых методов для получения оперативной
океанографической информации о навигационной обстановке в открытых районах
морей и океане, особенно в тех, где возможность проведения контактных измерений
отсутствует;
мониторинг состояния морской среды с использованием полярно-орбитальных ИСЗ
"МОДА", "Океан", "Алмаз" и геостационарного ИСЗ "МЕТЕОСАТ" должен проводиться в
исследовательских целях, а также для оперативного обслуживания ВМС Украины,
транспортных и промышленных судов фактической, диагностической и
прогностической информацией о таких параметрах как поля температуры поверхности
воды, вертикальная термическая структура, характеристика волнения,
местоположение границ льда и его характеристики, а также выбора оптимальных
морских путей при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.
Использование спутниковой альтиметрической информации необходимо для оценки
уровенной поверхности океанов и морей;
организация и осуществление специализированных регулярных гидрологических
наблюдений на береговых морских и речных постах и станциях, гидрографических
работ в прибрежных районах морей и на судоходных участках лиманов, рек и
водохранилищ, контроль изменений гидрологического режима (уровень, волнение,
прибрежные течения и др.), наблюдения за перемещением наносов и абразией
берегов, слежение за изменениями навигационной обстановки в акваториях портов,
морских и речных фарватерах, в проливах, руслах судоходных рек, в районах
гидротехнического строительства и действующих гидротехнических сооружений;
создание унифицированной системы стандартных и специализированных
океанографических измерений, обработки, систематизации и подготовки данных, их
использование в оперативных целях и для подготовки для ввода в компьютерный
банк данных;
сотрудничество и координация действий с международными организациями,
комиссиями, ассоциациями, осуществляющими сбор, передачу и обмен
океанографической оперативной и прогностической информацией, в том числе с
Глобальной системой наблюдений за океаном, Международной гидрографической
организацией, Межправительственной океанографической комиссией, Обьединенной
глобальной системой океанических служб;
разработка прогностических гидродинамических моделей разных уровней
пространственного разрешения для расчета экстремальных изменений уровня,
течений и штормового волнения; - определение основных режимных характеристик
морской среды, включая экстремальные, возможные один раз в 10. 25, 50 и 100 лет
для наиболее опасных в штормовом отношении районов побережья, шельфа и зон
интенсивного судоходства.
Создание системы океанографического обеспечения плавания флотов Украины в
океанах, морях и на внутренних водных путях должно происходить поэтапно и
включать:
1. Анализ современного состояния действующей в Украине системы
океанографических наблюдений и оценку необходимого объема фактической и
прогностической информации для