Ви є тут

Аутоагресивна поведінка: патогенетичні механізми та клініко-типологічні аспекти діагностики і лікування.

Автор: 
Пилягіна Галина Яківна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0504U000353
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПАТОГЕНЕЗА АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1. Определение гипотезы исследования

Цель и задачи данного исследования могут быть решены на основе определения основной гипотезы работы с формулированием теоретической модели патогенеза АП (ТМП АП). Все современные системные модели АП [6, 13, 61] базируются на принципе мультифакториальности АП. Однако в данных моделях акцент делается либо на констатации и изучении преддиспозиционных факторов АП (таких как различные нарушения нейробиологического регулирования и сформировавшиеся на их основе психопатологические расстройства, социально-психологические предикторы, характеристики суицидогенных психотравмирующих ситуаций и т.д.), либо на определении конкретных форм собственно реализации АД. Основное внимание исследователей уделяется суицидальному поведению как наиболее жизнеопасной форме АП. Типологическое описание различных форм АП дано в [6, 13, 391]. Оно основано на оценке опасности для жизни ("смертельности") тех или иных проявлений АП без рассмотрения патогенетических обоснований их развития. В литературных источниках нет работ, объясняющих, что происходит собственно в процессе развития АП, и как эти патогенетические механизмы влияют на конечное формирование тех или иных вариантов аутоагрессивных проявлений. Кроме того, существует проблема верификации вероятности формирования и рецидивирования АП, что обусловлено отсутствием его специфических клинико-патогенетических маркеров. Отсутствие четких клинико-типологических критериев диагностики АП является основой распространенного в клинической практике неадекватного подхода в оценке степени его тяжести. Поэтому традиционная форма отношения к АП в клинической практике в большинстве случаев приводит к использованию неэффективных и неадекватных способов его терапии.
Анализ существующей медицинской информации по вопросам патогенетических моделей и типологизации в суицидологии, а также собственный многолетний клинический опыт автора в работе с суицидентами позволили сформулировать следующую исследовательскую гипотезу:
а) АП - специфическая поведенческая активность в экстремальной ситуации или состоянии, одна из форм (наряду с агрессией) биологически закономерного механизма приспособления человека. АП формируется как самоорганизующаяся система поведения в условиях дистресса, как результирующий вектор на основе характера функционирования НПД и личностных психологических установок при определенных ситуационных (социальных) условиях [337, 452].
б) АП формируется как ответ-реакция НПД на психогенные стрессоры в процессе развертывания адаптационного синдрома как варианта эмоционального стресса и отражает патологическое (субпатологическое, дезадаптационное) функционирование психики в психотравмирующей ситуации [453-458]. Поэтому АП носит психопатологический характер, так как отличается от естественно-биологического процесса умирания человека (естественной программы самоуничтожения) наличием патобиологического аспекта суицидогенеза - нарушением нормального функционирования НПД на фоне "включения" системы произвольных волевых действий с целью изменения сложившейся ситуации (актуального состояния) путем достижения собственной смерти или самоповреждения вне зависимости от степени осознавания мотивационных установок такого поведения. Поведение, направленное на добровольное самоуничтожение (самоповреждение) реализуется при патологическом (субпатологическом) функционировании НПД, даже если АП развивается у практически здорового человека.
в) АП имеет мультифакториальную этиологию и представляет собой неоднородную группу клинико-патогенетических форм и вариантов активности в стрессовой ситуации. Каждый из патогенетических аспектов АП (нейробиологический, психопатологический и психологический) несет специфическую смысловую и энергетическую нагрузку в патогенезе АП и определяют его клинико-типологическую принадлежность. К основным этиопатогенетическим предикторам АП можно отнести длительно существующие признаки: нарастающие психопатологические расстройства на фоне когнитивно-эмоционального дисбаланса (КЭД), нейрорегуляторной и вегетативной дисфункции, а также сопутствующее нарушениям НПД состояние экзистенциального кризиса как следствие девиантного психологического личностного развития и деструктивного взаимодействия с окружающей действительностью. Все формы АП (внутренние или внешние) носят выраженный аутодеструктивный характер. Внш АП имеют определенные критерии клинико-патогенетической типологизации.
г) АП имеет приспособительное значение как способ ПтПрс к реальности в психотравмирующей ситуации с развитием аутодеструктивных форм ПрПв вследствие невозможности удовлетворить жизненные и ситуационно актуализированные мета-потребности [39]. АП формируется на основе патологической трансформации различных видов инстинктивного поведения (коммуникативного, иерархического, территориального или агонистического, а также активности, связанной с процессами инициации как варианта поискового поведения) и в подавляющем большинстве случаев представляет собой смещенную поведенческую активность (с включением поведенческих комплексов переадресации, ритуализации, имитации или вакуума активности) [28, 459-462].
д) Сам факт развития АП (даже при кратковременности и транзиторности его проявлений) есть следствие девиаций личностного онтогенетического развития и длительно существующих нарушений личностного функционирования, что обуславливает формирование аутодеструктивных поведенческих стратегий личностного развития и ПтПрс в психотравмирующих условиях на фоне гиперкомпенсаторной актуализации психологических защит личности [463 - 465]. Эти процессы в совокупности с причинами подобных трансформаций рассматривается как биографический аспект АП.
е) АП представляет собой самостоятельный специфический психопатологический и поведенческий симптомокомплекс, требующий адекватного комплексного (фармакологического и психотерапевтического) вмешательства