Ви є тут

Антична математика і становлення системних підвалин філософського раціоналізму.

Автор: 
Узбек Костянтин Минович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0505U000586
129 грн
Додати в кошик

Вміст

раздел 2.
становление доказательной науки и философии
2.1. Предфилософский период развития рациональности
Человечество на протяжении всей своей истории стремилось к познанию тайн,
законов природы. «Все люди от природы стремятся к знанию», – говорит Аристотель
[5, с.65]. На каждом этапе развития человеческого общества совершенствовались
формы и методы познания, что в дальнейшем получило название «рациональность».
Рационализм (от лат. ratio – разум) с точки зрения онтологии – философское
учение, представляющее основу бытия; с точки зрения познания определяет
гносеологический и морально-этический рационализм.
В онтологии рационализм направлен на поиск некоторых начал в строении
мироздания. Гносеологические рационалисты считают разум главной формой
познания. Именно пифагорейцы и афинские классики (Платон, Аристотель) строили
философию на математической и естественнонаучной основе. Этический рационализм
связан с вопросами этики и морали, главным представителем этого направления
рационализма был, как известно, Сократ. Сократ считал, что расхождение с
принципами и нормами нравственности обусловлено отсутствием знания или плохим
знанием этих принципов. Это положение Сократа в дальнейшем было подвергнуто
резкой критике стоиками. Они считали, что не только необходимо знать этические
принципы, но и признавать, а главное – исполнять их.
Рациональность – это не только определенная гносеологическая концепция
понимания окружающей среды, мира, природы человека и его места в мире,
выработка идеала жизни, понимание методов его достижения, но и сам способ
жизнедеятельности, в результате которого в той или иной степени реализуется
идеал.
Рациональность в построении научного знания начинается с отказа от
мифологического понимания действительности на основе наблюдений за
естественными явлениями природы и выработки методов доказательств об их
истинности [274].
Выводы законов природы и стремление к различного рода их прогнозированию
выдвигают в качестве главного их атрибута точность, которая наиболее отчетливо
проявляется в математических расчетах и измерениях.
Рациональность – это оптимальный способ разумного формирования идеала как
практической деятельности, так и определение путей его достижения в теории.
Рациональность, это также и аксиология, т.е. оценка процессуальности
(поведения, действия). Процессуальность может быть рациональной и
нерациональной. Здесь уже включено логическое отрицание – рациональное и
нерациональное, нечто подобное металогическим характеристикам. Но рациональное
имеет более широкое применение [176], [286], [287].
Следуя М. Хайдеггеру, Н.С. Мудрагей отмечает: «Рациональное – это логически
обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное знание
предмета… В онтологическом – предмет, явление, действие, в основании бы- тия
которых лежит закон, формообразование, правило, порядок, целесообразность»
[193, с. 54]. В процессе исследования объекта и построения научного знания, его
систематизация и формообразование приводят к рационализации и познанию
исследуемого объекта. Но не познанный объект, не построенное о нем знание
представляет собой иррациональное, не имеющее системы познания и знание об этом
интересующем нас предмете (объекте).
Иррациональное может быть двух видов: иррациональное как еще не познанное, но в
процессе исследования объекта субъект превращает его в логически выраженное,
всеобщее знание, так осуществляется процесс познания; и второе –
иррациональное, которое представляет собой неправильный подход к познанию или
невозможность познания исследуемыми средствами.
Рационализм в теории познания – есть направление, признающее разум (в отличие
от эмпиризма) истинным источником знания. Сенсуалисты, что хорошо известно,
абсолютизировали, а рационалисты не признавали данные чувственного опыта,
переработанные мышлением, что приводило и тех, и других к ошибочным
теоретическим построениям.
Ставя перед собой задачу исследования развития рациональности в античной
математике и философии, следует показать этапы ее формирования и влияние на
развитие теоретической математики, естествознания и философии. Такое
рациональное развитие науки и философии показывает процесс демифологизации и
перехода мировоззрения с религиозно-мифологической на научно-философскую
основу.
Несмотря на то, что исследователи многих поколений со времен античности и до
наших дней уделяли постоянное внимание «греческому феномену», и в настоящее
время возникают необъяснимые вопросы, связанные со столь стремительным
развитием и взлетом человеческой мысли и творчества в этот период. Английский
ученый и философ Бертран Рассел в своей «Истории западной философии» пишет: «Во
всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для
объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции… Чего они достигли
в искусстве и литературе, известно каждому, но то, что они сделали в чисто
интеллектуальной области, является даже еще более исключительным. Они изобрели
математику, науку и философию; на место простых летописей они впервые поставили
историю; они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные
путами какого-либо ортодоксального учения. Происшедшее было настолько
удивительным, что люди до самого последнего времени довольствовались изумлением
и мистическими разговорами о греческом гении [228, с. 21]».
Рассмотрим же рациональные формы науки и философии, которые, на наш взгляд,
оказали решающее влияние на развитие математики и философии, и их совместное
воздействие на развитие мировой культуры.
Философия