Ви є тут

Ефективні організаційні структури в управлінні програмами розвитку наукомістких підприємств.

Автор: 
Чернов Сергій Костянтинович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3507U000078
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
2.1. Перспективы организации наукоемких предприятий в Украине
Возможности реструктуризации украинской наукоемкой промышленности во многом зависят от эффективности функционирования инновационной цепочки "научная идея - промышленная технология - производство продукции, имеющей платежеспособный спрос", которая сегодня в Украине разор-вана по ряду объективных и субъективных причин.
В начале перехода экономики страны к рыночным отношениям большие надежды были связаны с возможностями использования научно-технических достижений советской науки и наукоемкой промышленности для привлечения крупных инвестиций. Эти ожидания опирались на обоснованно высокую оценку научно-технического потенциала Украины в 80-х годах прошлого века, а также на огромные ресурсные вложения, сделанные в научно-технический сектор экономики (в первую очередь, в военно-промышленный комплекс и связанную с ним академическую науку и высшую школу).
В Украине на сегодняшний день сформировано законодательное поле, которое определяет правовые основы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности. Так, в 1991 году впервые в СНГ был принят Закон Украины "Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности", который впоследствии в 1998 году был заменен Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" [36]. Приняты другие ключевые законы Украины: "О приоритетных направлениях развития науки и техники" [38], "Об инновационной деятельности" [34]. В 1999 году одобрена Концепция технологического научно - инновационного развития Украины [94]. Законом Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" [37] определены стратегические и среднесрочные приоритетные направления инновационного развития общества, реализация которых должна осуществляться при непосредственном участии отечественной науки на основе новых научных разработок и технологий. Для реализации положений этого Закона в апреле 2004 года принят Закон Украины "Об Общегосударственной комплексной программе развития высоких наукоемких технологий" [33].
Однако следует констатировать, что на протяжении последних 15 лет в стране продолжалось и продолжается падение уровня научно-технического потенциала, снижение инновационной активности промышленных предприятий.
Рис. 2.1. Затраты бюджета Украины на НИОКР (в процентах от ВВП).
а) - общие затраты на исследования, б) - фактические затраты на НИОКР

Уменьшились фактические расходы из государственного бюджета на научные исследования и разработки и общие расходы на научные исследования (рис. 2.1).
Между тем, Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" [36] предусмотрены бюджетные ассигнования на науку в размере 1,7 процента ВВП. Начиная с 2000 года, наметилось незначительное увеличение ассигнований на науку в процентах к ВВП, в действительности, с учетом инфляции оно остается крайне недостаточным. Сравнивая развитие науки и инновационной деятельности в Украине с тенденциями, которые имеют место в США, России, странах ЕС, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, следует отметить, что Украина угрожающе приближается к состоянию отсталого государства. Недопустимо затягивается процесс институционных преобразований системы научно-технического и кадрового обеспечения экономики Украины в соответствии с условиями мирового рынка.
В то время, когда во всех развитых государствах наблюдается ясно выраженная переориентация государственной политики на использование научных знаний как главного ресурса экономического роста, научно-технический потенциал Украины доведен сегодня до состояния, когда могут произойти необратимые изменения, что сделает невозможным использование этого потенциала в интересах инновационного развития общества.
Правительством и Верховной Радой Украины в 2004 году приостановлено введение в действие стимулирующих статей 21 и 22 Закона Украины "Об инновационной деятельности" [34]. Ограничена реализация отдельных положений Закона Украины "О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков" [39], отменены льготы для научных учреждений и организаций, введен мораторий на создание новых технологических парков.
Требует пересмотра практика законодательной поддержки в виде налоговых льгот для отдельных территорий и целых отраслей производства. Такие льготы должны предоставляться лишь инновационным программам и проектам, а также специальным зонам-"инкубаторам бизнеса" и инновационным структурам.
В Украине до настоящего времени не нашла достаточного развития инфраструктура финансовой поддержки науки и инновационной деятельности. Ликвидирован Государственный инновационный фонд, очень незначительные средства выделяются для Государственного фонда фундаментальных исследований. Отсутствуют фонды поддержки научных инициатив, финансово-кредитные компании и венчурные фонды.
Существующая налоговая система в государстве не стимулирует привлечения средств коммерческих банков и бизнес-структур для поддержки инновационной деятельности (для сравнения, в Венгрии налоговая льгота для фирм, которые финансируют научные исследования и разработки, составляет 200 процентов).
Остается низким престиж научного труда и социальный статус научных работников. Не выполняются нормы закона относительно установления соответствующего уровня заработной платы научных работников: базовый уровень заработной платы научного работника должен быть на уровне двойной заработной платы работников промышленности. Реально произошла "утечка мозгов" как в США и Европу, так и в страны Юго-Восточной Азии. Встречные инвестиции касались в основном сырьевых отраслей, а также сферы услуг при минимальном использовании интеллектуального потенциала Украины. Инвестиций в научно-технический сектор экономики практически не было. Основная причина заключается в том, что этот сектор был построен абсолютно