Ви є тут

Теорія і практика політехнічної освіти в процесі навчання фізики в середніх загальноосвітніх школах Казахстану

Автор: 
Імашев Гізатулла
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3507U000606
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II. Методическая система политехнического образования учащихся в процессе обучения физике в средних
общеобразовательных школах
§2.1. Система политехнического образования учащихся
в процессе обучения физике
Глубокие демократические преобразования в стране, перестройка ее социально-экономической структуры, тенденции развития образовательного процесса в мировом сообществе подтверждают стратегическую значимость образования в процветании народов и прогрессе общества.
С принятием Закона "Об образовании" Республики Казахстан статус школьных учреждений существенно изменился "Главной задачей системы образования, - говорится в Законе, - является создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики".
Практическая реформа системы среднего образования, осуществляемая в стране, предполагает реализацию идеи приоритета личности. В решении этих задач будет учитываться весь положительный опыт школьного и внешкольного образования в мировом сообществе. Ориентируясь на гуманизацию образовательного процесса, мы должны создать условия для раскрытия потенциальных возможностей учащихся, для удовлетворения образовательных потребностей соответственно их познавательным возможностям. Огромную роль в этом играет система политехнического образования, осуществляемая в средних школах.
Политехническое образование учащихся - важный фактор повышения уровня и объема применения знаний в сфере труда и, следовательно, роста эффективности общественного производства.
Три основные задачи решает школа в любую историческую эпоху, в любом государстве: обучать, развивать, воспитывать подрастающее поколение. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов - через их содержание с помощью ведущих методов обучения. Не составляет исключения в этом отношении и физика. Потребовался долгий педагогический поиск, прежде чем через серию очередных проб и ошибок методика физики пришла к новому пониманию места курса физики и ее задачи в политехническом обучении:
вооружение учащихся знаниями о физических принципах современного производства и технологий;
формирование у них умений применять знания по физике в решении физико-технических задач;
выработка у учеников навыков обращения с основными контрольно-измерительными приборами, приборами управления, источниками энергии и др.;
формирование у них умений обращаться с наиболее распространенными орудиями труда;
развитие творческого научно-технического мышления учащихся.
Для успешной реализации принципа политехнизма, кроме определения содержания и места прикладного материала в курсе физики, важен выбор методов обучения, способствующих развитию всех функций человеческого интеллекта. Выпускник школы должен не только знать физику, но и быть способным понимать новые явления и самостоятельно применять свои знания на практике, в том числе и в условиях современного производства.
Современная дидактика подчеркивает важность и необходимость генерализации содержания учебных предметов вокруг главных, стержневых идей курса. Это неоднократно подчеркивают В.Г.Разумовский, А.И.Маркушевич и другие видные педагоги. Опираясь на результаты исследований С.М. Шабалова, П.Р.Атутова и других о значении предметов естественно-математического цикла в формировании политехнических знаний и умений учащихся, можно выдвинуть соответственно основные темы по программе физики [255], которые будут в значительной мере определять политехническую подготовленность выпускников средних школ по вопросам применения техники на производстве и в быту.
К настоящему времени разработаны важные дидактические и методические рекомендации по вопросу политехнической подготовки школьников и осуществления принципов политехнизма в процессе обучения учащихся физике. Они нашли свое отражение в трудах ученых СНГ Н.И.Бабкина, В.Г.Зубова, А.Т.Глазунова, А.С.Еноховича, В.Г.Разумовского, В.В.Усанова, А.В.Усовой, С.Я.Шамаш, В.Р.Юськовича и другие.
Эти работы оказали нам помощь в выявлении специфических особенностей отдельных вопросов, связанных с данным исследованием.
Имеется огромное количество политехнического материала, который, конечно, невозможно в полном объеме изучить в школе. Поэтому следует отобрать общие вопросы, необходимые по существу всем учащимся, оканчивающим среднюю школу.
В работе Ф.И.Кочурова показывается, что в школах нередко связь обучения с жизнью носит формальный характер, анализируются причины создавшегося положения, излагается методика наиболее эффективного привлечения производственного материала с целью политехнического обучения.
Политехническими знаниями являются знания об общих научных основах современного производства. Научно обоснованное определение содержания политехнических знаний с учетом тенденций научно-технического прогресса требует разработки критериев политехничности знаний в системе "наука - техника - производство". При этом мы исходим из концепции функциональной природы политехнических знаний, которая разработана П.Р.Атутовым [13]. Согласно этой концепции научные, производственно-технические и другие знания выполняют политехническую функцию (наряду с мировоззренческой, эвристической, методологической) при условии, если они раскрывают общие научные основы современного производства (и непроизводственной техники).
В исследовании определены теоретические предпосылки применения в практике обучения совокупности методов: объяснение технических устройств - средств труда, демонстрация процессов работы; объяснение принципов работы объектов техники с помощью применения знаний основ наук; лабораторно-практические работы по углубленному изучению средств техники; решение системы задач (в том числе проблемных), направленных на политехнический анализ конструкций.
Дидактические основы политехнического образования составляют важнейший компонент его теории и практики. Несм