Ви є тут

Искусство петербургских ювелиров второй половины XVIII столетия. Альбом

Автор: 
Кузнецова Лилия Константиновна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
79
Артикул:
134257
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-19
РАЗДЕЛ I. МАСТЕРА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ БАРОККО
К КЛАССИЦИЗМУ (1750-ЫЕ - 1760-ЫЕ ГОДЫ). 20-65 ГЛАВА I. Типы украшений второй половины ХУШ века. Придворные заказы на ювелирные изделия. 20-28
ГЛАВА П. Положение петербургских ювелиров во второй половине ХУШ века. 29-39
ГЛАВА Ш. Творчество Жереми Позье и Георга-Фридриха Экарта (1750-ые - 1760-ые годы). 40-65
РАЗДЕЛ П. МАСТЕРА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (1770-ЫЕ - 1801 ГОДЫ). 66-146
ГЛАВА I. Творчество Жана-Пьера Адора и Иоганна-Готтлиба Шарфа. Табакерки второй половины ХУШ века. 66-90
ГЛАВА П. Алмазная мастерская. Творчество Леопольда Пфистерера. 91-116
ГЛАВА Ш. Творчество Луи-Давида Дюваля. Фирма "Дюваль и сын". Начало деятельности фирмы "Братья Дюваль". 117-144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145-152
ПРИМЕЧАНИЯ 153-182
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУШ 183-196
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 197
ПРИЛОЖЕНИЯ 198-275
3
ВВЕДЕНИЕ
В ряде музеев СССР достаточно полно представлена уникальная коллекция ювелирных изделий, относящихся к различным историческим эпохам. Об этих коллекциях существует специальная литература, различная по своей научной ценности. До революции, как правило, это были описания, заполненные подробностями о том, кому из знаменитых в истории лиц принадлежала та или иная вещь, но чаще всего встречались обычные описи-перечни предметов. Литература этого плана не утратила и в наши дни своего значения.
Однако, следует признать, что она не отвечает уровню современного искусствознания, современной методологии. В настоящее время исследователей привлекают не только описание отдельной вещи, носящее характер инвентарной карточки, но в большей мере стилистика, поиски аналогий, художественный анализ тех или иных групп ювелирных изделий.
Следует отметить, что в последние десятилетия появилось много серьёзных исследований, посвященных проблемам истории ювелирного искусства, особенно допетровского времени, среди которых выделяются труды старейшего знатока древнерусского искусства М.М. Постниковой-Лосевой. (27; 61-66)*
Одной из главных проблем для исследователей была и остаётся проблема авторства - наиболее уязвимое место в трудах, посвященных ювелирным произведениям. Следует признать, что к настоящему времени искусствоведами выявлен уже целый ряд имён мастеров, произведения которых в начале нашего века считались анонимными. Тем не менее, ещё достаточно большое
34
в Петербурге 48-я проба соответствует современной 500-й. Однако для исполнения придворных заказов мастера, судя по счетам, использовали более пластичное и позволяющее применить сложные техники золото высших проб. Например, Позье в 1763 году на изготовление шести камергерских ключей получил от Кабинета 7 фунтов чистого золота, которое он благодаря прибавке 12 золотников меди к каждому фунту перевёл в лигатуру, которая примерно соответствовала современной 875-й пробей Луи-Давид Дюваль неоднократно использовал в своих работах
золото 84-й (875°) пробы: для изготовления шести шпаг в 1770
5 6
году и каких-то вещей, заказанных Кабинетом в 1779 году;
получив в 1770 году Колыванское золото 93-й пробы для изготовления Георгиевских крестов, он перевёл его в 84-ю (современная 875°) и 88-ю (916°) пробы.^
Жан-Пьер Адор при заключении контракта в 1764 году обязался употреблять для золотых изделий золото 72-й (современная 750°) пробы как самой нижней из разрешённых, причём разрешалось ошибиться только ,тна полкраты или два золотника”. "Когда ж свыше того какая разнь явится, то он подвергает себя наказанию 500 рублей." То же самое было подтверждено при
о
пролонгировании контракта на фабрику в 1775 году. Однако при заключении договора в 1778 году "Канцелярия опекунства иностранных" отказала Адору продолжать работу на тех же условиях, и только вмешательство Екатерины П позволило Адору и дальше использовать золото 72-й пробы. В своём прошении Адор ссылался на следующие обстоятельства: "1-е, что ввоз всякаго рода золотых вещей из границы дозволен той-же самой пробы, какой и он Адор делал, да еще и ниже того за клеймом большею
35
частию одного мастера.® Сия выгода соединясь с тою, какою пользуются мастера в иностранных государствах, что они берут и отпускают работников по своей воле, подает им великое преимущество пред художниками здешняго города, где хороших работников нанимать должно за великия деньги. 2-е, немалым также препятствием служит и то, что когда начинал он здесь свою фабрику, тогда со всех иностранной работы золотых вещей платилось пошлины по 40 процентов со ста, а после уже чрез год сия пошлина доведена до 10-ти со ста. При таких выгодах иностранных художников пред здешними, не можно устоять здесь фабрике, которая, не упоминая о многих потребных ей золотых дел мастерах, должна сверх того содержать по необходимости рещиков, финифтыциков, живописцов и словом сказать всех нужных ей людей для начатия и окончания разных в сем роде работ. Таковым образом при толь пространном заведении не иначе как великим убыткам себя подвергнуть надлежит, ...” (5, II) Завершая прошение, Адор писал: "есть ли кто пожелает иметь в заказываемых вещах золото высшей пробы, то сие художником и будет исполнено по их воле, а во уверение заклеймится на монетном дворе.” (5, 12)
При обращении к документам, выясняется: Жан-Пьер Адор, работая в 1770 году над крестами Георгиевского ордена, перевёл полученное от Кабинета золото 93-й пробы в 86-ю пробу, что примерно равно современной 900-й.Излюбленную 84-ю он применил при изготовлении в 1774 году из Колыванского золота оправы яшмовых чарочек и подносов, а также при работе над 30-ю табакерками, украшенными половинками медали.^ Менее чистое золото 80-й пробы Адор взял для церковных сосудов в