Ви є тут

Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в египетском кино

Автор: 
Захидов Музаффар Вахидович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
201
Артикул:
134238
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ................................................3-15
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ОЕЦИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФА ЕГИПТА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА (1896 - 1952 гг.)......................................16-64
ВТОРАЯ ГЛАВА. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗМА И ГУМАНИЗМА В КИНОИСКУССТВЕ ЕГИПТА ДО ВОЙНЫ 1967 года . . 65 -124
ТРЕТЬЯ ГЛАВА. БОРЬБА ИДЕЙ НА ЕГИПЕТСКОМ ЭКРАНЕ (после
войны 1967 года)......................125 -174
ЗАКЛКНЕНИЕ .175 -181
БИБЛИОГРАФИЯ .... * 182 - 200
3
ВВЕДЕНИЕ
Великая Октябрьская социалистическая революция, успехи, достигнутые в деле построения социализма в СССР, явились мощным толчком усиления национально-освободительного движения во многих странах мира, интенсифицировали в них революционные процессы» Активизировались силы, выступающие за коренное переустройства общества внутри капиталистических государств, расширился фронт, борьбы против самого строя эксплуатации и угнетения» После окончания второй мировой войны в целом ряде стран произошли антиимпериалистические демократические революции, результатом которых явилось образование мировой социалистической системы.
Все это способствовало пробуждению национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки и вызвало ослабление позиций империализма в этих регионах мира.
Однако империалисты не собираются без боя уступать своих позиции, так как "...капитализм не может существовать и развиваться без постоянного расширения сферы своего господства, без колонизации новых стран и втягивания некапиталистических старых стран в водоворот мирового хозяйства"*'.
К Есе-таки несмотря на отчаянное сопротивление империализма, мощное национально-освободительное движение привело к краху мировой колониальной системы и образованию молодых развивающихся стран.
Проблемы изучения политической, экономической и культурной жизни развивающихся стран приобретают все более актуальный характер. Не случайно на июньском (1983 г») Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось: "...Одна из коренных черт современного мира, которая должна найти отражение в новой редакции Программы, - это расту-
I/ Ленин В.И. Поли.собр»соч., т»3, с.595.
19
4)1 Другой историк египетского кино Фатхи-Заки отмечает, что:
"В 1900 году неким иностранным специалистом в Каире был построен первый специальный кинотеатр под названием "Зал Санти", где стали демонстрироваться художественные фильмы продолжительностью от 20 до 30 минут"1//
В 1904 году сеть кинотеатров расширяется и появляются новые, такие, как "Батия" и "Синема аль-Казар". Кинематограф становится очень доходным занятием. Видя, что египтяне бурно и радостно встретили появление кино, иностранные специалисты спешат с приобретением кинооборудования для своих кинозалов. Только в период с 1908 по 1914 год в Египте открываются 14 специально оборудованных кинотеатров. Владельцами их становятся такие дельцы как М.Кунглияно, Вади Лагарон, Франческо и т.п. Примечательно, что уже в эти годы - в начальный период проникновения европейского кино в Египет, наряду с фильмами о "страстной любви", комедиями и боевиками, в репертуаре появляются картины ярко выраженного религиозного характера, пропагандировавшие христианское вероисповедание. Так в 1906 году в кинотеатре "Батия" в течение двух недель демонстрируется фильм "Страдания христианинй1 - первая религиозная лента, показанная в Египте.
Чтобы привлечь как можно больше зрителей в кинотеатры, цены на билеты устанавливаются довольно низкие: "стоимость билетов на передние места не превышала 5 пиастров, а на задние трех"2/.'
Ставя египетский кинематограф на коммерческую основу, дельцы от кино преследовали сразу несколько целей. Во-первых, они стремились усилить западное, фактически буржуазное влияние на непросвещенный в массе сЕоей египетский народ. Во-вторых, цро-катчжки с Запада пытались создать определенную идеологическую базу, на основе которой должно бьшо развиваться национальное
I/ \Z\ft И <Э|/ С а/Х«-
2/ А
20
египетское кино в случае его возникновения. В-третьих, египетское правительство на том этапе само было заинтересовано в насаждении западной развлекательной продукции. Олу необходимо было отвлечь внимание народа от во.гаупцих, насущных проблем реальной жизни. Кинематограф, по общему мнению реакционных кругов, мог успешно выполнить эту роль.
Постепенно и сами египтяне, точнее, состоятельная часть,
стала сознавать, что и им кино может цринести дополнительные,
причем, немалые доходы.^Первым египтянином, построившим свой кинотеатр "Асьют", был Тадрис Мукар. Вслед за ним в 1913 году
в Порт-Саиде Мухашад Осман основал кинотеатр "Космо"./
Однако не только отдельные лица пытались прибрать кинематограф к своим рукам. Стремились использовать кино в своих рекламных целях и некоторые торговые фирмы. Так фирма "Обертка для шоколада" и табачная компания, открыв собственные кинотеатры, снижала цены на билеты для тех, у кого имелась обертка от шоколада или пачка сигарет их фирмы. Старейшина египетского кино, один из его основателей режиссер Мухаммад Карим вспоминает: "Каждый, кто имел желание посмотреть фильм, мог пойти в один из многочисленных кинотеатров, существовавших в то время в Каире, как например американский "Космограф", и те у кого оказывалась с собой обертка от шоколада нужной марки, мог приобрести билет на фильм на один пиастр дешевле"^.. Все это, учитывая массовый интерес к кино особенно среди молодежи, увеличивало спрос на производимые этими фирмами товары.
Желая повысить свои доходы, некоторые иностранные владельцы египетских кинотеатров решили обогатить кино местной экзотикой. Так, "... в это время, Лагарон (один из владельцев кинотеатра "Ди Лагарон". - М.З.) купил за рубежом кинокамеру и приступил к съемкам некоторых событий в Каире и Александрии, таких *7 ' - г - V г.
1 С \4УС С о/> \^\ ^ -> >*■ р *