Ви є тут

Принципы и методика жанрового анализа фильма

Автор: 
Рутковский Александр Григорьевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
219
Артикул:
134219
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
Глава I. АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ ВСШ СИНСЙ ТЕОРИИ КИНСЖАНРОВ ... 41
1.1. Формально-содержательная природа жанра............. 48
1.2. Некоторые принципы жанрового анализа фильма ....... 59
Глава П. СТРУКТУРА ЖАНРА И МЕТОД/КА ЖАНРОВОГО АНАЛИЗА
ФИЛЬМА 108
2.1. Опыт киножанровой парадигмы .......................... ПО
2.2. Жанрово-стилевое .единство 'фильма ................... 138
Глава Ш. НЖОГОШЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖАНРОВОГО АНАЛИЗА ФИЛЬМА (На материале жанровых контактов кию и фольклора) 161
3.1. Культурологический аспект: диалектика национального и интернационального в жанровых структурах современного советского кино ............................. 163
3.2. Идеологический аспект: "экологическая притча"
в различных мировоззренческих контекстах ............ 180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 192
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................. 196
ФИЛЬМОГРАФИЯ................................................ 217
- 3 -
ВВЕДЕНИ Е
Проблема художественных жанров относится к числу таких неизменно предстоящих искусствознанию исследовательских задач, в которых с наивозможной очевидностью сочетаются общественно-практические, идейно-эстетические и теоретико-познавательные аспекты. Справедливо и обратное: при специальном рассмотрении искусства в каждом из упомянутых отношений исходное представление о жанре обретает ключевое значение и зачастую предопределяет характер выводов. И если можно утверждать, что в системе современной художественной культуры кинематограф по масштабности своей аудитории, по глубине и интенсивности идейно-эстетического воздействия на нее, по выраженности социально-политического эффекта и во многих других отношениях занял ведущее положение,то соответствующий "коэффициент" должен быть поставлен и перед значимостью удовлетворительного решения жанровой проблемы в сфере критики и теории кино.
На важность жанровых вопросов в общественно-практическом плане указывает то обстоятельство, что они в той или иной форме всегда играли заметную роль в организационной и идейно направляющей деятельности партии в области кинематографии, в организационно-творческой сфере внутрикинематографической жизни. Уже в ленинской дирнктиве по киноделу от 17 января 1922 года мы встречаемся с группированием фильмов имеющегося кинофонда по содержательному признаку и общественной функции на "увеселительные", "пропагандистские", "просветительные", картины "из жизни народов всех стран" /18,с.42/.Разумеется, в этих фильмовых разрядах нельзя видеть художественные жанры, но ведь и кинематограф в целом тогда еще вполне не доказал свою принадлежность к виду искусств. Тем не менее важно обратить внимание на то, что такая первичная классификация фильмов произведена В.И.Лениннм в связи с насущными задачами идейно-воспитательной работы партии и опре-
- 20 -
киноискусстве в данный период получают беспрецедентный размах и отличаются творческой смелостью. Постоянно увеличивается и общий объем кинопродукции. Все это с особой остротой и настоятельностью ставило перед киноведением задачу теоретического осмысления проблемы жанров и создания научно обоснованной методики анализа, классификации и искусствоведческой интерпретации все возрастающего и структурно усложняющегося потока кинопроизведений.
Инициатором послевоенного этапа киножанровой теории становится один из пионеров ее довоенной фазы - В.Шкловский. В своей статье "0 жанрах "важных" и "не важных" (1953) ученый не только вновь ставит эту проблему и восстанавливает "в правах" добытые ранее истины (в частности - связь жанра с киностилистикой), не только отклоняет вульгарно-социологическую тенденцию керархизи-ровать киножанры, но и выдвигает ряд новых конструктивных положений, оправдавшихся в последующей творческой практике и теории советского кино. Это идеи о жанровой динамике и жанровом контрапункте как выразительном средстве экрана, о диалектике авторского 'и жанрового начал в фильме, а главное, что обретает ныне значение основополагающего принципа жанрово-теоретических изысканий, -мысль о системной сущности жанра и необходимости соответствующей познавательной ориентации кинотеории /см.: 162, с.247-255/. Начинание В.Шкловского было поддержано статьей А.Мачерета "Вопросы жанра" (1954), выступившего против установившегося "стыдливо-пренебрежительного отношения к вопросам жанра" /см.: 230/. Автор предлагал ряд конкретных определений киножанра, толкуемого как "особый тип художественной формы", характеризующейся "специфическими структурно-композиционными признаками". Последние объединялись во вводимом здесь понятии "заострение". Такая, скорее метафорическая, чем строго научная,характеристика жанра тем не менее по своей сути была весьма содержательной.Она включала в себя условностные
- 21 -
и, отчасти, эмоционально-оценочные признаки, однако решительно отторгала сюжетно-тематические аспекты киноцроизведекий.Баден был и устанавливаемый А.Мачеретом критерии сочетаемости различных жанровых черт - их функциональность в рамках единой худокествен-ной задачи. Работа А.Мачерета положила начало "форшльно-стилпстп-' ческой" трактовке киноканра, на наш взгляд, ставшей дог.шнирующей в последующие два десятилетия.
Исследовательская активность киноведения в интересующем нас отношении с начала 60-х годов з целом соответствовала сложности и неотложности стоящей перед ним задачи. Самую обширную группу работ представляют киноведческие исследования, посвященные отдельным фильмовым классам, которые рассматриваются автораш в качестве кинематографических жанров (насколько это всзмокно при разно-тслкуемости понятия). Анализируются: комедия (Ел.Бауман /191/,
М.Власов /48/, К.Церетели /260/, Р.Юренев /167; 168/) мелодраш (Н.Дцмшщ /206/, И.Шилова /264/), драма (И .Садчиков /71,с.122-137/), притча (М.Блейман /38/, Л.Зайцева /76/, Е.К<жина /218/,
B.Фомин /254; 255/), вестерн (Е.Карцева /87/), детективно-приключенческие и родственные им авантюрно-кримннальше фильмы (В.Ксло-дяжная /91/,Я..Маркулан /117/, А.Мачерет /123/, В.Ыкхалкович /236; 237/, М.Шатернпкова /261/); внутренне по-разному структурируемые и тематически варьируемые группы фильмов: исторических (И.Долин-ский /205/, Н.Зоркая /80/, С.Фрейлих /152; 154/), фантастических (К.Разлогов /134/, Ю.Ханютнн /155; 259/), политических (В.Баскаков /32;164/, Е.Громов /60/, А.Караганов /86/, А.Плахов /243/,
C.Юткевич /169/), музыкальных (М.Гринберг /200/, И Лилова /263/), а также - жанры раннего кинематографа (Э.Арнольдн /190/, Н.Зор-кая /79/, Н.Иезуитов /213/) и т.д. Перечень жанров и авторов далеко не палок, но продолжать его рисковало: приходиться пользоваться определениями жанров до того, как выяснены теоретические