Ви є тут

Основные тенденции авторской анимации России 60-90-х годов

Автор: 
Кривуля Наталья Геннадьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
1000334968
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Социальный и философско-эстетический контекст авторской анимации
России второй половины XX века ........................................15
Глава 2. Особенности визуального образа в авторской анимации России
2.1. Фильмы 60-х годов ................................................26
2.3 Фильмы 70-х годов ................................................38
2.4 Фильмы 80-х годов ................................................57
2.5 Фильмы 90-х годов ................................................76
Глава 3. Формирование основных тенденций художественного языка авторской
анимации России 60-90-х годов .........................................98
Заключение ...........................................................166
Библиография .........................................................174
Фильмография ...............'.........................................182
Иллюстрации ......................................................... 186
Введение
Актуальность темы диссертации. Изменение социально-исторических условий, расширение границ и образование нового социокультурного пространства служит причиной развития и формирования новых тенденций практики и теории искусства. В конце XX века в российском киноведении возрос интерес к историческим, социальным, психологическим, философско-эстетическим аспектам производства и восприятия фильмов авторского кинематографа. Обращаясь к истории кино, можно заметить, что его обновление приходится на посткризисные периоды развития общества. В эти моменты проблемы авторского кино, связанные с переосмыслением художественных систем, образных и пластических канонов, становятся актуальными.
Пятидесятые годы ознаменовались сменой парадигмы, разделившей культуру России XX века на два периода. Анимация, являясь частью этого процесса, имеет свои принципы создания текстов, формы их функционирования и восприятия. Начало 60-х годов отмечено в анимации творческой эволюцией, приведшей к стилистическим и тематическим изменениям, связанным с распадом "большого стиля" и преодолением эстетики Диснея. Этот период в анимации связан с новым импульсом развития авторского кино. Еще сравнительно недавно авторская анимация не рассматривалась отдельно, не выделялась из потока мультипликационной продукции. Понятие "авторской анимации", если и возникало, то только как определение экспериментального или творческого кино, либо фильма, не ориентированного на детскую аудиторию. Сегодня понятие "авторская анимация" стало расхожим термином. И как ни парадоксально, анимационные фильмы последнего десятилетия, при всей условности деления, причисляются либо к "авторскому", либо к "коммерческому" кино, что вызывает определенные сомнения. В современном киноведении еще не четко очерчена объективная картина закономерностей развития авторской анимации России, не достаточно выявлены предпосылки формирования её тенденций, не определены стилистические направления. Согласно представлениям одних авторов (А.Волков[3],
Н.Лукиныхх [73], Л.Малюкова [75], А.Орлов[3]) анимации присущ поиск новых направлений и расширение возможностей языка, влияющих на формирование тенденции в анимации последующих лет. Другая группа исследователей (Г.Бородин[58],
17
определяет взаимовлияние, интеграцию мировых культур. Все ранее созданные произведения влияют на новое произведение, а он, как знак, осмысленный субъектом, соединяется с другими текстами, расширяя их смысл. Е.Деготь, анализируя художественные процессы 60-х годов, пишет: "Место реального референта в этом искусстве занимает некое духовное содержание, оно-то и является предметом мимесиса..."[37с. 16] По ее мнению, в искусстве этого периода происходит ориентация на "мимесис культуры".[37с.16] При этом, культурные коды, создающие новый текст, часто оказываются вырванными из исторических контекстов. Это нашло подтверждение в формировании эстетических взглядов и визуальной культуры 60-х годов России, на которые повлиял ряд факторов: выставки западного и русского авангарда, издания книг об искусстве модернизма, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов(1957), Московские Международные кинофестивали, знакомившие зрителей с зарубежным кинематографом. Эти и другие события вызывали стремление к художественному экспериментированию и поиску новых выразительных форм.
В.Пацюков, анализируя 60-е годы, пишет: "Это был очень короткий период в нашей истории, когда мы осознали, что империя переживает конец реализации собственного, изначального проекта и вступает в эпоху угасания, когда открывается новое зрение, зрение сумерек и тихого света" [97 с. 14]. В 70-е годы власти пытаются установить контроль над свободомыслием и ликвидировать альтернативное искусство, получившее определенное развитие в предшествующее десятилетие. В это время усилилось противостояние между субъективным авторским мировоззрением и официальной цензурой. "Существует пусть и не написанный квазиэстетический кодекс, который с особой активностью проявлялся в 70-80-х гг. Главная все объединяющая черта неписаного кодекса, его выразителей - это запретный ”пафос".[23] Это сформировало модель текста основанного на тайном, "непрямом высказывании". Она воплотилась в метафорической форме на основе зашифрованное™, маскировок, цитат и отсылок. Проблема разлада экзистенциального человека с окружающим миром представляется основной в эти годы. Отчуждение человека, враждебность мира по отношению к нему, конфликт между личностью и обществом обуславливает создание истинного мира -"мира-заменителя" [55], возможного только в искусстве. Экзистенциальный человек
18
понимает абсурдность своего существования. Искусство, по мнению А. Камю, доступно только художникам, но игра, как одна из форм искусства, доступна каждому. Поэтому человек, осознающий абсурд, есть человек "играющий", создающий себе образ и сливающийся с ним. Как замечает Н.Маньковская, "модернистского человека "бунтаря", заменяет человек "играющий". [76] Игра становится реальностью бытия. Художник создает иллюзию подлинного мира, очищенного от негативных проявлений жизни. Искусство дало возможность ухода от действительности, но оно не способно заменить и вытеснить абсурдность существования. "Жизненный материал необходим искусству для представления его в неожиданной интерпретации или в смещении, в подчеркнуто деформированном виде" - пишет Б.Эйхенбаум. [127 с.16] В искусстве человек может моделировать, "играть" реальность в соответствии с индивидуальным представлением. Создание текста воспринимается как самопроизводство и воспроизводство, как игра или конструирование "заумных слов"[127]. Это придает ему иронический характер. Творчество ориентировано на эксперимент как способ утверждения существования художника и возможности проявления его деятельности. Через анализ и понимание текстов искусства теоретики постструктурализма пытались объяснить реальность. "Чтение", толкование произведений искусства превращаются в создание, структурирование реальности. Восприятие реальности как символического определяет новые взаимоотношения человека с миром. Реальность воспринимается как текст, как сумма взаимностей, знаков и значений, т.е. как интертекстуальное пространство. Основываясь на идеях М.Бахтина, произведение понимается не как текст с определенным, конечным смыслом, а как наслоение различных текстовых уровней, способов "письма". Творчество воспринимается как влияние суммы текстов, которые художник пропускает через "себя", когда пишет. Происходит движение от текста к множественности контекстов, от автономного произведения к интертекстуальности как представлению о нем. Истина воспринимается как игра явлений, "игра следов".
Идея интертекстуальности, разрабатываемая Ю.Кристевой[144, 145] и М.Ямпольским [134], получила свое развитие в понимании текста как соединения цитат, диалогичности структур и коллажности. Понимание бытия как текста абсолютизирует понятие языка как феномена, создающего интерпретации и метод толкования. Язык в постструктурализме