Ви є тут

Художественно-эстетическая специфика звука в анимации

Автор: 
Гвон Гюн Гжа
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
123
Артикул:
133906
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
1 глава. ЭВОЛЮЦИЯ КИНОЗВУКА.................................8
§ 1. Виды кинозвука.........................................8
§ 2. Проблемы синхронности и асинхронности звука.
Параллелизм и контрапункт..............................11
§ 3. Особенности звукового отбора......................... 15
§ 4. Речь и пластика в анимации............................19
Выводы к 1 главе...........................................27
2 глава. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
В АНИМАЦИИ..........................................28
§ 1. Анимация и натурные съемки: сходства и различия.......28
§ 2. Виды и жанры анимации. Рождение звуковой анимации.....33
§ 3. Звуковые эффекты в анимации. Функции музыки...........46
§4. Многоканальные звуковые технологии в анимации......... 54
Выводы ко 2 главе..........................................64
3 глава. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗВУКА В АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ (на примере
творчества Ю.Норштейна).............................66
§ 1. Пространственно-временные особенности звука в анимации 71
§ 2. Звук и образная символика.............................78
§ 3. Звук и ритм движения..................................93
§ 4. Звуковая драматургия анимационного фильма.............99
Выводы к 3 главе......................................... 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................109
Библиография..............................................112
Фильмография..............................................117
Ь
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации
Современная анимация обрела новое эстетическое качество, став полноправным феноменом авторского и жанрового кинематографа, полем творческих экспериментов. Анимация активно внедряется в игровое кино, рекламу. Трансформируется се художественный язык, активно реализуются новые технические возможности. В этом контексте особую актуальность для кино-, теле- и других экранных искусств приобретает проблема звука в анимационном кино.
Звук в анимации играет повышенную роль, "оживляя" изобразительный ряд. Его художсствснно-эстстнчсская специфика - тема, почти не изученная не только в отечественной, но и в зарубежной науке об искусстве. Между тем звук, в том числе и сопряженный с новыми многоканальными звуковыми технологиями, является органической частью стилистики анимационного фильма, воздействует как на творческий процесс, так и на сознание и подсознание зрителей. Как в нашей стране, так и за рубежом накоплен большой фактический материал, связанный со звуком в анимационном кино. Этот пласт жизни современного кинематографа требует научного осмысления в контексте культуры, в том числе в интересах совершенствования самой художественной практики.
Цель работы - выявление и разработка проблем, связанных со звуком в анимации как художественно-эстетическим феноменом; анализ стилистики использования звука в отечественном и зарубежном анимационном кино, специфики его восприятия кинозрителем.
точность их передачи. Посредством звука актер показывал, что он думает и чувствует. Использование реплик позволяло выражать более глубокие нюансы двойственных, даже противоречивых характеров. Кинозвук, включавший в себя речь, шумы и музыку, мог в художественном плане функционировать как самостоятельно, так и вторя изображению или пребывая в контрапункте с ним. Звуковой фильм не является просто немым фильмом с добавлением звука. В этом плане во Франции помимо кинематографического термина "мизансцена’' существует также термин "мизансоиоритэ" (гтшс-сп-БОПОгкб). Действительно, фильм порой воспринимается не столько через видимое, сколько через невидимое, "слышимое". Если изображение связано с движением, то звук, скорее, со временем. Таким образом, изображение и звук в кино образуют самостоятельные упорядоченные системы. Поэтому неверно называть звук частью мизансцены.
Итак, кинозвук подразделяется на три группы: речь, музыку, шумы. Существуют различные виды кинематографической речи, такие как диалог, монолог, пояснение. Каждый из данных аспектов несет определенную художественно-эстетическую нагрузку.
§ 2. Проблемы синхронности и асинхроиности звука Параллелизм и контрапункт
В кинематографе звук может быть синхронен либо асинхронен изображению его естественного источника или другим кадрам. Мы имеем дело с различными видами синхронности-асинхронности в аудиовизуальных искусствах. Выбор того или иного способа отношений
11
между звуком и изображением - результат творческого мышления режиссера.
Пример первой возможности:
1. Мы слушаем говорящего человека и одновременно видим его.
Примеры второй возможности:
2. Мы отводим глаза от говорящего человека, в результате чего его реплики будут синхронизированы, например, с кадром другого персонажа, находящегося в той же комнате, или же какого- то предмета обстановки.
3. Мы слышим крик о помощи, доносящийся с улицы, выглядываем в окно и видим едущие автомашины и автобусы, не слыша, однако, шума уличного движения, так как в наших ушах продолжает звучать испугавший нас крик.
4. Мы слушаем голос диктора, не появляющегося на экране, когда смотрим, например, документальный фильм.4
О методе синхронности обычно творят тогда, когда звуки и образы, совпадающие на экране, синхронны и в жизни, так что в принципе их можно заснять камерой, фиксирующей на пленку и звук, и изображение одновременно. А об асинхронности - тогда, когда звуки и образы, не совпадающие в реальной действительности, представлены на экране одновременно. Как же применить эти понятия к рассматриваемым двум возможностям? Первая возможность (фонограмма совпадает с изображением естественного источника звука), очевидно, представляет наиболее выраженный и, вероятно, наиболее распространенный образец синхронности и будет называться соответственно.
4 Кракауэр 3. Природа фильма. - М.: Искусство, 1974. - 160с.
12