Ви є тут

Героический образ в жанрах боевик и фильм-комикс в начале XXI века в кинематографиях США и России

Автор: 
Борисов Сергей Игоревич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
193
Артикул:
133740
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..........................................................стр.З
Глава I. Эволюция кинематографических жанров «боевик» и «фильм-
комикс» в первом десятилетии XXI века....................стр. 13
1.1. Характеристика жанра «боевик» («асбоп-тсте») на современном этапе развития кинодраматургии США и России......................стр. 17
1.2. Характеристика жанра «фильм-комикс» на современном этапе развития кинодраматургии США.....................................стр.49
Глава II. Сюжетно-композиционные способы создания героического
образа в современном жанровом кино России и США.............стр.76
2.1 Итэн Хант. Секретный агент...................................стр.79
2.2. Кирилл Мазур. Цитатно-гротескный герой......................сгр.90
2.3. Рокки Бальбоа. Американский герой-спортсмен.................стр. 101
2.4. Артем Колчин. Российский герой-спортсмен....................стР-112
2.5. Джейсон Борн. Рефлексирующий герой..........................стр.124
2.6. Супермен. Супергерой в маске человека.......................стр. 135
2.7. Бэтмен. Человек в маске супергероя..........................стр.146
2.8. Дима Майков. Первый российский супергерой...................стр. 155
Заключение.......................................................стр. 168
Библиография.....................................................стр. 182
Фильмография.....................................................стр. 189
2
Введение
«Человек есть нечто, что должно превзойти.
Что сделали вы, чтобы превзойти его?»
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»
Развитие человеческой культуры с ранних этапов до новейшего времени неразрывно связано с поиском и созданием героических образов. Герой как образцовый представитель определенной группы или класса во все времена интересовал философов, писателей, художников, драматургов, режиссеров и, конечно, широкую аудиторию читателей, зрителей, ибо именно положительный образ способен вобрать в себя высокие идеалы, значимые цели и стремления своего времени. Закономерно, что и в наши дни продолжают рождаться творения, стремящиеся создать образ героической, избранной личности, который зачастую становится для автора, отправляющегося в творческое путешествие, заветной целью, «священным Граалем», способным превратить пресную воду реальности в чистый нектар. Можно сказать, что героический образ - это художественная квинтэссенция лучших черт определенной эпохи, определенного поколения. Через него можно обнаружить фактический срез приоритетных идей самых разных социальных групп, классов, широких общественных и субкультурных образований, чтобы в какой-то степени составить достаточно объективную картину нравов общества, а также проследить развитие культурной традиции, которая по утверждению крупного культуролога Глеба Пондопуло «закрепляется в виде культурных образцов (парадигм) в системах воспитания «совершенного человека» и «лучшего гражданина»1. Поэтому создавая героический образ, наделенный положительными, подчас идеальными качествами, художник предлагает широкой аудитории не только насладиться захватывающим эмоциональным переживанием, но также формирует
1 Пондопуло Г. Формирование культурной традиции. «ВГИК». М., 2001. С. 7.
кулаками. Action-фильмы часто обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадерскими трюками и спецэффектами. Фильмы этого жанра зачастую не обладают очень сложным сюжетом. Главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении, а именно: коррупция, терроризм, похищение, убийство; не находя иного выхода, он решает прибегнуть к насилию. Хэппи-энд - непременный атрибут боевика. Фильмы-боевики имеют возрастное прокатное ограничение»21.
Данное определение дает повод вспомнить историю американского и отечественного боевика с тем, чтобы увидеть, насколько одни и те же формальные признаки по-разному раскрываются в содержательном отношении.
Предпосылки возникновения американского боевика появились в ковбойском фильме («вестерне»). В особое жанровое направление разрозненные элементы аттракционно-зрелищного кино, характерные для «вестернов» и «черных фильмов» («film-noir»), в основе которых лежали криминальные гангстерские истории, сложились в 30-40-е годы прошлого века. Такие популярные в свое время фильмы, как: «Враг общества» (реж. Уильям Уэллмаи; сцен.: Кубек Глассмои, Джон Брайт, Харви Ф. Тью; 1931), «Маленький цезарь» (реж. Марвин Лерой; сцен.: Фрэнсис Эдвард Фараон, Роберт Н. Ли; 1931), «Лицо со шрамом» (реж. Говард Хоукс; сцен.: Арии Тидж, Говард Хоукс; 1932), открыли зрителю увлекательный мир криминальной романтики и целый ряд новых имен (Эдвард Робинсон, Джеймс Кегни, Хэмфри Богард, Нол Муни), появившихся благодаря образам обаятельных героев-гаигстеров. В общем культурологическом контексте боевик унаследовал обширные мифологические, фольклорные, литературные традиции и сюжеты.
Жанр «боевика», основанный на криминальном или военном материале, прочно обосновался в русле американского мейнстрима, который в США к середине 80-х годов вылился в генеральное направление жанрового
21 www.wikipcdia.orf;.
кинематографа, породив ряд всем известных фильмов22 и актеров-кинозвезд23.
«В этом жанре смешиваются и взаимодействуют многие другие. Криминальная драма «Неприкасаемые» может считаться боевиком, эпические исторические драмы- «Храброе сердце» и «Гладиатор» - тоже боевики. В фильмах-экшенах монументальные силы сталкиваются в продолжительном и бескомпромиссном конфликте. Обычно в таких фильмах снимаются самые крупные звезды»24, - отмечает американский гуру-сценарист Скипп Пресс.
Кроме фактора участия известного киноактера, причина популярности боевиков в первую очередь объясняется их остро- сюжетной основой, характером открытого драматического конфликта и визуально-зрелищной насыщенностью, что в сумме направлено на удовлетворение зрительской потребности в стрессовой художественной информации, шоковой' эмоциональной реакции.
Фундаментальные основы подобного зрелищного эффекта и связанного с ним жанрового направления в кино были осмыслены еще в 1923 году в-известной статье Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», где выдающийся практик и теоретик кинематографа писал: «Аттракцион -всякий агрессивный момент театра (действия - Прим. С.Б.), то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего... В сущности говоря, сделать хороший (с формальной точки зрения) спектакль (фильм -Прим С.Б.) - это построить крепкую мюзик-холльную-цирковую программу, исходя из положений взятой в основу пьесы»23.
«Кобра», «Коммандо», «Крепкий орешек», «В осаде», «Вспомнить все», «Без лица», «Класс-1999», «Двойной удар», «Смертельное оружие», «Хишник», «Терминатор» и т.д.
23 Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Стивен Сигал, Чак Норрис, Долф Лунгрсн, Жан-Клод Ван Дамм.
24 Скипп П. Как пишут и пролают сценарии в США. «Триумф», М., 2003. С. 118.
:5 Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов. Монтаж. «ВГИК», М., 1998. С. 20,22.
19