Ви є тут

Русская народная архитектурная пропильная резьба (по материалам Вернего Поволжья)

Автор: 
Скворцов Александр Игнатьевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
175
Артикул:
133466
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................... 3
Глава I. Возникновение пропильной резьбы ............. 22
Глава 2» Пути развития пропильной резьбы.............. 39
Глава 3. Форш и мотивы пропильной резьбы.............. 85
Глава 4. Художественные особенности пропильной резьбы 121
Заключение............................................ 137
Примечания............................................ 142
Список литературы .................................... 155
Список иллюстраций • * ♦ ............................. 162
%
3
ВВЕДЕНИЕ
Почти целое столетие самой распространенной формой декоративного убранства русского народного деревянного зодчества является пропильная резьба. Она стала сегодня, пожалуй, наиболее излюбленным видом народного архитектурного творчества на селе.Ей присущ ярко выраженный национальный характер, она удержала в себе до наших дней множество исконно русских орнаментальных мотивов и отражает традиционное стремление русского народа к декоративному осмыслению окружащей природы. Она несет на себе печать характерной жизнерадостности, сказочности, эмоциональной наполненности. В ней присутствует то специфическое понимание орнаментальной формы, которое свойственно всему русскому народному искусству.
Однако, несмотря на огромную популярность и широкую распространенность, пропильная резьба как художественное явление на сегодняшний день совершенно не изучена, поскольку не попала в орбиту заинтересованного внимания со стороны исследователей русского народного искусства. Ею в большей мере занимались этнографы. Это является следствием общей недостаточной иселедованно-сти русского народного зодчества второй половины ПХ-ХХ веков,с которым пропильная резьба неразрывно связана. Последнее же произошло в силу ряда причин.
Во-первых, интерес к русской народной резьбе по дереву зародился лишь в последней трети XIX века. И связано это было с тек огромным вниманием к народной жизни и народному искусству, которое возникло в то время среди художественной общественности.
Это было, в свою очередь, отражением нарождающейся в России широкой волны поисков самобытности русского национального искусст-
16
В настоящее время изучение народной архитектуры, особенно современного этапа в ее развитии, необходимо не только в культурно-историческом аспекте, но и исходя из задач творческого освоения современной сельской профессиональной архитектурой традиций народного зодчества. Познание основных форм и закономерностей народного архитектурного творчества в современных условиях весьма актуально.
Исходя из сказанного, автор видел цель своего исследования в том, чтобы раскрыть специфику пропильной резьбы, показать ее как постоянно развивающееся художественное явление, сохраняющее огромное практическое значение в современной жизни.
Поскольку предлагаемая работа является первым искусствоведческим обобщением материалов о русской народной пропильной резьбе, то целесообразным представлялось вести изучение в монографическом плане. Так как сегодня о более или менее полном освещении вопросов, связанных со всей проблематикой пропильной резьбы, не может быть речи, то предлагаемой работе вынужденно задавались определенные параметры. Многие вопросы, носящие сугубо теоретический характер и представляющие узкопрофессиональный интерес, остались вне рассмотрения. На первый план выступили узловые проблемы, касающиеся возникновения пропильной резьбы, путей и этапов ее развития, особенностей как формы декоративного убранства народного жилища и взаимосвязи с другими видами народного творчества. Этим была определена и предлагаемая структура исследования, в которой указанным вопросам посвящены основные главы. Этим же были обусловлены и широкие хронологические границы исследования пропильной резьбы - от ее истоков до современности.
В настоящее время ситуация складывается так, что одной из важнейших задач исследователя становится не только научное тол-
17
кование пропильной резьбы как художественного явления, но также и расширение территориальных границ изучения ее памятников. Интенсивный рост современного жилого строительства в городах и селах,исторически неизбежное появление в сельской местности множества так называемых "бесперспективных" и "умирающих" деревень приводит к быстрому исчезновению из нашего окружения старой застройки, имеющей яркие образцы декоративного убранства, выполненного из пропильной резьбы. Поэтому необходимым представлялось, хотя бы в предварительной форме, рассмотреть пропильную резьбу как составную часть русского народного архитектурного наследия, поставив вопросы ее творческого освоения современной практикой. Этим было продиктовано включение в состав исследования материалов, посвященных перспективам развития пропильной резьбы.
Пропилъная резьба - основная форма декора народного жилища второй половины Х1Х-ХХ веков. Но твердо установившегося определения ее до сих пор нет. Ее называют то "выпиловкой", то "кружевной прорезью", то "ажуром", то "силуэтной" или "сквозной резьбой". При всем различии указанных названий в них вкладывается всегда одинаковый смысл, заключающийся в том, что в основе подобной резьбы лежит пропиливание. Поэтому термин "пропилъная резьба" наиболее приемлем. Но анализ декора народного зодчества второй половины Х1Х-ХХ веков показывает, что пропилъная резьбы часто применяется не в "чистом" виде, а совмещенной с другими видами декоративной обработки дерева: топорной теской,плоскорельефной и выемчатой резьбой, точением, насечкой и т.п. Оставаясь главенствующей, пропилъная резьба подчиняет себе все остальные форш, придает им черты определенного художественного единства. Поэтому наш данный термин употребляется с определен-