Ви є тут

Интерьер жилой юрты как художественно-композиционная система (казахское народное жилище кочевого периода)

Автор: 
Тульбасиева Лазет Ермековна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
141
Артикул:
133460
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение .............................................. 3
Глава I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТИПИ КОЧЕВОГО ЖИЛИЩА ..................................... 20-65
1.1. Кочевая юрта как исторически сформировавшийся тип вилища ............................ 30
1.2. Мировоззренческие предпосылки художественного решения интерьера казахского кочевого жилища ............................. 34
1.3. Претворение космологических символов в смысловой структуре жилого интерьера.. 37
1.4. Роль семантики - как одного из формообразующих факторов ........................... 51
1.5. Общие закономерности строения кочевого интерьера ................................... 59
Глава 2. СЛОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ОСОБЕННХТЕЙ ТРАДИЦИОННОГО ИНТЕРЬЕРА... 66-108
2.1. Характер и закономерности цветового, пластического решения интерьера ......... 66
2.2. Традиционная казахская мебель как лро-странственно-организующий элемент кочевого интерьера .............................. 83
2.3. Взаимосвязи в предметно-пространственном мире кочевников ......................... 101
Выводы................................................... 109
Словарь................................................... 114
Список сокращений ....................................... 117
Литература .............................................. 118
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Жилище - один из важнейших и в то же время трудных предметов для изучения. Жилые постройки каждого народа представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс. Они связаны с различными сторонами его жизни: с природно-климатическими,преобладающими занятиями и направлением хозяйства, уровнем развития техники, имущественных и классовых отношений, формами семейного быта, общественными традициями, эстетическими представлениями, а в прошлом и с религиозно-магическими верованиями. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, внешний вид, интерьер и художественное оформление жилища. На 1 протяжении веков творческая мысль народа работала над вопросами рационального использования местных строительных материалов и создания конструкций свойственных этим материалам, над вопросами внутреннего планировочного решения жилья и лучшего его архитектурного выражения, вследствие чего созданные народом жилища просты и экономичны.
За многие тысячелетия истории человечества сформировалось большое количество местных и региональных культурных общностей со своеобразной системой мироощущения, мировосприятия и представлений о мире, проявляющейся в своеобразной культуре. Культурное общение ведет к сближению стилистических характеристик предметно-пространственной среды. В этих условиях все больший интерес представляет выявление различий в представлениях разных народов об одних и тех же явлениях, так как в этих различиях проявляются черты национального мировосприятия. При объединении этих систем образуется нечто усредненное и может по-
- 18 -
являются необходимым продуктом, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками" /3, с.81/. Важным ориентиром в использовании материалов религии были труды доктора философских наук Угринови-ча Д.М., разработавшего узловые теоретические проблемы соотношения искусства, религии и атеизма /242, 243/.
Потребовалось также и постоянное обращение к трудам классиков архитектурной теории, истории эстетики и т.п.
Результаты исследования предполагают глубокое раскрытие наиболее устойчивых художественно-композиционных особенностей морфологической системы жилого интерьера кочевого периода.Исследование послужит определенных.! этапом изучения материальной культуры казахского народа, а также монет принести известную пользу для современной художественной практики Республики.
Разработка наследия должна помочь выяснению живых корней сегодняшнего искусства, национальных традиций, выявлению закономерностей в развитии ансамбля, определению того, что во все века составляло основу человеческого жилья. У каждого народа складываются в решении интерьера жилища, отвечающее национальному складу и образу жизни.
Важной является эстетическая сущность и значение исторического наследия, так как любая древняя культура может служить питательной средой для нравственного и эстетического воспитания человека. Кроме того, национальные достижения прошлого всегда являются исходной точкой для нового шага в поступательном движении культуры.
Известный русский этнограф Потанин Г.М., внесший значи-
- 19 -
тельный вклад в изучение культуры, быта, народного творчества казахов, писал об этом так: "В его (казахского народа - Т.) похоронных и свадебных обрядах и судебных обычаях столь много особенного, указывающего на сложную жизнь, прожитую киргизским народом; в преданиях, народной этике, в чертах народного характера так много оригинального, что в этом историческом наследстве, которое может доставить большой материал ученым для изучения, казахская жизнь найдет впоследствии элементы для развития ... Пусть почва степей усыхает, пусть природа окажется бессильною в борьбе с надвигающимся веянием пустыни, для казахской жизни есть обильный источник сил и средств в духовном организме народа, если только сами киргизы не от него не отвернутся" /204, с.301/. Творческое осмысление принципов формообразования народного искусства представляют бесценный опыт для гармонической организации современной среды обитания человека со всеми его сложными функциями, социальными и эстетическими задачами.