Ви є тут

Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств Опыт обоснования концепции

Автор: 
Майстровская Мария Терентьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1987
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
133445
179 грн
Додати в кошик

Вміст

4
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................3-10
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИЙ .... II
§ I. Начальный этап формирования экспонирования произведений искусств (музеи до пер.пол. XIX в.)..............................11-23
§ 2. Формирование музейных экспозиций
втор.пол. XIX - нач. XX в.....................23-28
§ 3. Экспозиционный поиск отечественных музеев советского периода (1917-1960 гг.) . 28-32
§ 4. Экспозиционный поиск зарубежных музеев
(пер.пол. XX в.)..............................33-41
§ 5. Современное состояние экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев (1960-1986 гг.) ....................... 41-53
ВЫВОДЫ..............................................53-55
ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ СРЕДЫ МУЗЕЕВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИСКУССТВ .......................... 56
§ I. Основные факторы формирования экспозиционной среды художественных музеев ... 56
а) типология музеев ...................... 56-57
б) архитектурная структура ............... 57-59
в) экспозиционная структура .............. 59-62
г) экспонатура художественных музеев . 62-66
§ 2. Специфика экспозиционной среды музеев
художественного профиля ........................ 66
и а) специфика экспонирования художественных произведений ........................ 66-68
б) основные компоненты организации экспозиционной среды (архитектура, оборудование и оснащение, свет,
цвет, АВС идр.).........................68-69
§ 3. Функции экспозиционного оборудования
художественных музеев ..... ................ 69
а) утилитарная.............................71-78
б) архитектурно-художественная .... 78-89
ВЫВОДЫ...............................................89-90
%
Стр.
ГЛАВА Ш. СОВРЕМЕННОЕ ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК ....................... 91
*'§ I. Характеристика экспозиционного оборудования в зависимости от специфики экспонатов и приемов их экспонирования . 91- 95
§ 2. Основные виды оборудования экспозиций
художественного профиля ......................... 95
а) оборудование для плоскостного экспонирования ........................... 95-101
б) оборудование для объемного экспонирования . .............................101-118
в) пространственные универсальные
системы экспонирования ............... 118-128
§ 3. Дополнительные типы экспозиционного
оборудования ............................... 128-136
ВЫВОДЫ ........................................... 136-138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................. 139-144
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................... 145-163
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................. 164-202
18
удобств для хранения и осмотра вещей11 /100, с. 24/* В 1838 г* оказалось необходимым по-новому разместить предметы пв порядке по возможности систематическом и более соответственно самим залам их вмещающим, составляя для его примерные рисунки" /16, с. 361/. Однако собрания были четко систематизированы по залам (Тронный, Оружейный, Трофейный, Серебрянный, Портретный, Каретный) лишь после строительства нового здания (1847-1851, арх. А.Тон).(Приложение 2).
Одними из первых художественных коллекций в России были картинная галерея Петра I в Монплезире и "Императорский кабинет".
Экспонирование коллекций в Монплезире является характерным примером, иллюстрирующим ярко выраженную функцию произведений искусства в качестве декоративного убранства дворцовых интерьеров. Картины и лаковые панно были вмонтированы в дубовые панели обшивки стен. Размеры и положения их в пространстве зала жестко обусловливались архитектурой интерьера. Строители Монплезира использовали в отделке интерьера дубовую облицовку, штоф, резьбу, орнаментальную лепку, скульптуру и т.д. Примечательно, что в этот перечень включались картины, как неотъемлемая часть интерьера.
Другой пример "декоративного экспонирования" так называемая "шпалерная развеска" живописных произведений сплошь закрывавшая стену, хотя и создавала "свою декоративную прелесть", иллюзию сплошной росписи стены, однако, в угоду ей картина сама по себе утрачивала свое значение, становясь элементом общей композиции.
Это является характерной чертой декоративного экспонирования, в экспозициях которого экспонат важен и интересен только как выразитель некоего единства - содержательного, стилистического, архитектурного. Произведение искусств выступает здесь не изолировано, оно в большей степени лишается своего единичного индивидуального значения и переосмысляется как декоративный элемент. Таким образом, отдельный экспо-
19 -
нат подчиняется структуре композиции, а композиция воспринимается в ее целостности.
Использование художественных коллекций для украшения дворцовых помещений являлось специфической чертой в ХУШ веке. "Предметы убранства, подлинные антики, картины несли прежде всего декоративную функцию, входя в убранство интерьера, а мебель и всевозможные предметы утилитарного назначения имели также художественную ценность" /16, с. 320/.
Подробнее рассмотреть экспозицию и оборудование дворцовых музеев представляется возможным на примере отечественного Эрмитажа. Возникший в России в середине ХУШ века, он является характерным представителем музеев дворцового типа.
Коллекционная деятельность русских монархов (Петра I, Елизаветы и Екатерины П) привела к созданию больших собраний изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рисунков, гравюр.
В связи с расширением коллекций возникает постоянная необходимость строительства новых помещений и специального оборудования для размещения и "показа" собраний. Эрмитаж и сегодня обладает единственной в своем роде коллекцией "служебной музейной мебели" (как она называлась в документах дворца), которая, оставаясь экспозиционным оборудованием, представляет самостоятельную художественную ценность /39, с. 17/. В изготовлении ее принимали участие видные мастера своего времени: Д.Рентген1), X.Мейер2), П.Гамбс, А.Тур и др.
Дифференциации между служебной мебелью и бытовой еще не существовало, несмотря на специальную функцию музейной мебели, она всегда
1) Работы Давида Рентгена были приобретены для Эрмитажа в 1784 г. Из-' вестны пять больших шкафов для резных камней, украшенные превосходным орнаментом из бронзы, с полукруглыми нишами в нижней части, безукоризненные по отделке и "благородству форм".
2) К работам Христиана Мейера принадлежат: витрины галереи Рафаэля, шкафы для галереи драгоценностей, для коллекции минералов и многие другие. Типичными для него изделиями могут служить "двадцать витрин с дубовой основой фанерованной красным деревом и декорированной изящной бронзой"