Ви є тут

Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции

Автор: 
Имханицкий Михаил Иосифович
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
1988
Кількість сторінок: 
368
Артикул:
133442
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................................. 4
ГЛАЗА ПЕРВАЯ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ И ИХ СВЯЗЬ
С АКАДЕЙШЕСКИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ........................ 34
Раздел I. О сущности понятия "русский народный
музыкальный инструмент" ................... 34
Раздел 2. Общие закономерности эволюции
русских народных инструментов ............. 56
Раздел 3. Особенности функционирования русских
щипковых наоодных инструментов в отечественном музыкальном быту ХІ-ХІХ веков ....... 75
Раздел 4. Закономерности эволюции русской
гармоники в устной традиции ................. 103
ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ
В БА1АЛАЕЧН0-Д0 МРОВОЙ И ГАРШНИКО-ЕАгШНОЙ
КУЛЬТУРАХ (1887 - 1917) .................................... 114
Раздел I. Предпосылки идей В.В.Андреева и его
единомышленников в русском музыкальном искусстве последней трети XIX века 114
Раздел 2. Усовершенствование балалайки и гармони:
проблемы их темперации ...................... 119
Раздел 3. Возникновение оркестрового искусства в области русских народных щипковых инструментов ................................................... 128
Раздел 4. Значение музыкально-просветительской деятельности Андреева и его единомышленников 150
ГЛАВА ТРЕТЬИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШіСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ПМСШЕНШЙ ТРАДИЦИИ В ПЕРВЫЕ ДЕ&ТШШТШ
ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ (І9І7 - І34І) ....................... 179
Раздел I. Массовость любительской русской народной
инструментальной культуры в выполнении важнейших музыкально-просветительских задач 179
Раздел 2. Становление профессионально-академического искусства игры и обучения на русских народных инструментах ......................... 202
Раздел 3. Произведения для русских народных
инструментов ................................ 223
- 3 -
Раздел 4. Влияние русского народного инструментального искусства 1917 - 1941 годов на усовершенствование и реконструкцию национальных инструментов республик Советского Союза .............................. 234
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕШКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941-1945) ............................................ 243
Раздел I. Любительское и профессиональное исполнительское искусство в военные годы 243
Раздел 2. Произведения военных лет для русских
народных инструментов ................... 249
ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШСТРУМЕНТАЛБНАЯ
КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИЙ В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ
ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945-1955) ............................... 261
Раздел I. Массовое любительское и профессиональное
исполнительство ......................... 261
Раздел 2. Музыка для русских народных инструментов в 1945 - 1955 годы..............................279
ГЛАВА ШЕСТАЯ. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РУССКОЙ
НАРОДНОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШСЬМЕННОй
ТРАДИЦИИ (1956-1988) ................................... 295
Раздел I. Развитие любительского искусства игры
на русских народных инструментах ........ 295
Раздел 2. Развитие профессионального исполнительства .......................................... 302
Раздел 3. Музыка для русских народных инструментов
в 1956-1988 годы..........................326
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................353
ПРИЛОЖЕНИЕ (ТОМ П)
Примечания ....................................... 3
Иллюстрации ......................................76
Нотные примеры ................................... 87
Список библиографических источников .............. 127
- 51 -
леяия (от квалифицированно выполненной обработки фольклорной мелодии до переложения несложного произведения музыкальной классики), такой народный инструмент обретает особые социально-демографические функции. Он становится носителем не только традиционного фольклорного искусства - как выразитель устного музыкального творчества определенной этнической и социокультурной общности людей, - но и важным средством учебно-воспитательного процесса.
Следовательно, народная инструментальная культура письменной традиции становится некой многоступенчатой "лестницей" в заполнении вакуума между массовым, традиционно-бытовым, с одной стороны, и индивидуально-художественным, композиторским сознанием, с другой. На исходной ступени такой "лестницы", в пособиях для индивидуального самообучения, возникает переходное звено от устной к нотной системе - различные цифровые табулатуры, указывающие на порядковый номер лада, струны, клавиши и т.п. Фиксируя преимущественно лишь звуковысотный контур мелодики, реже -аккомпанемента, они оставляют большой простор для варьирования фактуры, ритма и иных видов импровизационного искусства, типичного для слуховой традиции.
Новый, более последовательный этап учебно-воспитательного процесса средствами народного инструмента предполагают коллективные формы обучения - организация группового любительства педагогом, руководителем того или иного коллектива^. (Чаще всего, этот этап уже основывается на обучении только по нотной системе). Еще последовательнее движение с помощью исполнительства на народном инструменте по отмеченным ступеням осуществляется в разветвленной сети учебных заведений - музыкальных, культурно-просветительных, общепедагогических, от низшего до высшего звеньев.
- 52 -
Ориентация народного инструмента на письменную традицию, связанную с индивидуальным, композиторским способом фиксации музыки с помощью нотной системы, подразумевает академизацию данного инструмента, то есть его преобразование в соответствии с общеевропейскими нормами развития музыкального мышления трех последних столетий, развития , основанного на закономерностях хроматической темперации. Это позволяет широким слоям народа , при должной направленности процесса обучения, - и в любительстве, и в специальных учебных заведениях - всемерно приобщаться к богатейшему музыкальному наследию отечественной и зарубежной культуры. Прежде всего, такое освоение составляет суть академической подготовки любого профессионального музыканта. Но вместе с тем исследуемый нами инструментарий должен сохранить также этнические свойства именно согласно своему определению в качестве народного.
Отсюда возникает важная проблема соотношения фольклорности и академичности в исполнительстве на народном инструменте - и в конструктивных его изменениях, и в манере исполнения, и в репертуаре. Проблема эта на протяжении более, чем двухсотлетнего пути развития письменной, нотной традиции в русской народной инструментальной культуре, в частности, столетнего пути исполнительства на балалайках, домрах, гармониках почти не разрабатывалась. А между тем она очень важна. От ее решения во многом зависит успешность сохранения особенностей фольклорного инструментализма чрезвычайно многочисленной категорией исполни-| телей на народных инструментах. Важность проблемы еще и в том, что она полностью проецируется на развитие истории исполнительства во всех союзных и автономных республиках нашей страны.
Прототипы большинства музыкальных инструментов, известных