Ви є тут

Цивилизационные модели в кинематографе Западной Европы и США, 1914-1984 гг.

Автор: 
Утилов Владимир Александрович
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
1999
Кількість сторінок: 
262
Артикул:
1000259790
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Утилов, Владимир Александрович
Цивилизационные модели в кинематографе Западной Европы и США, 1914-1984 гг. [Электронный ресурс] Дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03 - М.:
РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной
Библиотеки)
Кино, теле и другие экранные искусства
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ1. ги/с!±зз/02/0295/020295041 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Утилов, Владимир Александрович
Цивилизационные модели в кинематографе Западной Европы и США, 1914-1984 гг.
Москва 1999
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
20
Определив цель и особенности исследования и обосновав используемую в работе терминологию, хотелось бы отметить, что диссертанта интересует не только то, как история современной цивилизации просматривается в произведениях западного кинематографа, но и обратная сторона процесса - влияние кинематографа на формирование моделей цивилизации и личности в массовом сознании. Эта обратная связь проанализирована на наиболее адекватном материале - на примере фильмов немецкого режиссера Ф.Ланга и его коллег - мастеров немецкого кино 20-х гг.
Разумеется, в своем подходе к теме, определении методики исследования и характера анализа диссертант не мог не опираться на опыт киноведческой теоретической мысли. В первую очередь, это касается З.Кракауэра и его классической работы «От Калигари до Гитлера», где впервые объединяются «эстетический, социологический и психологический анализ кино», где исследователь рассматривает не столько историю немецкого кино 20-х годов, «сколько те социальные мотивы, которые должны обогатить наши представления о допплеровской Германии, о тех особенностях национальной психологии, которые способствовали установлению в Германии фашизма»1. Анализу духовной эволюции «фаустовской» личности посвящены многие работы российских киноведов, авторов книг и статей о Ф Феллини, И Бергмане, М.Антониони, Л Висконти, А.Рене, Ф.Трюффо, Ж.Л.Годаре - В.Божовича, Е.Громова, К.Долгова, К.Разлогова, Р.Юренева. Несмотря на все ограничения, связанные с идеологической ситуацией в СССР, этим киноведам нередко удавалось выйти за идеологические рамки и отметить многие конкретные стороны рассматриваемого нами процесса.
Отдельные аспекты заявленной в диссертации темы получали освещение в работах по общей истории кино («Всеобщая история кино» Ж.Садуля, «История киноискусства» Е.Теплица, «История зарубежного кино», созданная коллективом авторов кафедры киноведения ВГИК), а также в книгах, посвященных ее отдельным периодам («Развитие американского кино» Л.Джекобса, посвященные кино США исследования Е.Карцевой и Р.Соболева, монографиии А.Брагинского и
! Пондопуло Г. Кино н фотография в оценке западной эстетики и философии культуры. В кн.:
Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М.: ВГИК. 1997. с.88
21
В.Богемского), в работах советских критиков и социологов, рассматривавших развитие западной массовой культуры (В.Баскаков, Н.Хренов и др.).
Разумеется, почти все анализируемые картины уже неоднократно разбирались в периодической печати, в профессиональных изданиях и в научной киноведческой литературе. Однако они обычно не рассматривались в историко-философском ракурсе, в контексте духовной эволюции европейской цивилизации через призму экрана и в той взаимной связи между собой, которая не только обеспечивает живое ощущение реальности процессов, по традиции относившихся к сфере абстрактного мышления, но и помогает увидеть эти произведения, их социальный и нравственный смысл и эстетическое новаторство с новой стороны. Это последнее вынуждает порою вступать в спор с установившимися в киноведении взглядами и предлагать иную, авторскую, оценку тех или иных произведений киноискусства.
Поскольку обобщающей работы подобного плана не появлялось ни у нас, ни на Западе, это обстоятельство определило оригинальность ее источниковедческой основы: диссертант, естественно, опирается на труды и методологические подходы зарубежных и отечественных ученых, заложивших фундамент и определивших уровень историко-философских исследований (О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, К Ясперс, Р.Коллингвуд, Я.Гордин) , что никак не означает заимствования их методики или приверженности к их выводам и заключениям.
Диссертант учитывал концепции философов и социологов, психологов и культурологов, которые разрабатывали проблемы, связанные с развитием современной цивилизации и эволюцией ее нравственно-этических представлений, а также с анализом нравственного сознания личности и общества на Западе Наибольший интерес при решении поставленной в диссертации задачи представляли работы, рассматривающие современное состояние общества и его перспективы («Смысловые толкования истории» М.Мюллера, «О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных альтернатив» Ю Хабермаса, «Конец истории» Ф.Фукуямы, «Эра смещения власти» ОТоффлера, «Система и личность» А.Менегетти).
Особую сложность для диссертанта представлял анализ произведений, рассматривающих мир и нравственное сознание личности с позиций христианства.