Ви є тут

Взаимодействие героя и пространства в современной кинодраматургии

Автор: 
Воденко Мария Олеговна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
189
Артикул:
1000296878
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................. 1
ГЛАВА I.
ПРОБЛЕМА ГЕРОЙ И ПРОСТРАНСТВО” В КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 14
ГЛАВА II.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕРОЯ И ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КИНОДРАМАТУРГИИ 48
Драматический киносюжет 54
Повествовательный киносюжет 74
Лирический киносюжег 89
ГЛАВА III.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ И ПРОСТРАНСТВА В АВТОРСКОМ КИНО 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 147
ПРИМЕЧАНИЯ........................................... 158
БИБЛИОГРАФИЯ 172
ФИЛЬМОГРАФИЯ
183
1
ВВЕДЕНИЕ
Переход из одного столетия в другое в истории человечества всегда переживается как ответственное время подведения итогов развития цивилизации, культуры, а главное, духовного состоянии человечества, в данном случае - нас самих как потенциальных носителей накопленного духовного опыта, осмысляя который нам предстоит перейти в грядущее столетие. Искусство как сфера проявления духовной жизни человека, естественно, также находится на стадии выявления основных тенденций своего развития, определения перспективных путей и главных направлений в деле служения своим главным задачам - духовному просвещению, воспитанию, глубинному осознанию важнейших человеческих ценностей - истины, веры, надежды, любви, добра. "С давних пор, - отмечал Г. Гегель, - важнейшей стороной искусства было отыскивание интересных ситуаций, то есть таких, которые дают возможность проявиться глубоким и важным интересам и истинному содержанию духа”1.
Искусство кино последней трети XX века вобрало в себя вес треволнения, которые испытывает человек в современном концентрирующемся, сжимающемся пространстве и во все ускоряющемся времени. Извечная борьба добра и зла, света и тьмы очевидно ужесточилась и приобрела более открытые формы. Как никогда остро звучит вопрос о смысле жизни, необходимости духовного самосознания и сохранения нравственных идеалов и одновременно, по контрасту, провозглашается и прославляется самое что ни на есть потребительское отношение к жизни, возвеличиваются земные радости, искажается смысл человеческого предназначения.
За 100 лет своего существования кинематограф , несомненно, стал мудрей, философичней, интеллектуальней. Но по-прежнему он остается самым массовым, диалогичным из искусств - кино должно увлекать, развле-
16
ши"24. Став субъектом - существом мыслящим и сознательным, человек Нового времени "может, смотря по тому, как сам себя понимает и волит, определять и осуществлять свою субъективность"25. Таким образом складывается характерное для Нового времени сознание личности. "Индивид становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа"“6. Чувство исключительности выступает как мерило человеческой ценности. Такие перемены вызывают у человека двойственное ощу щение. "С одной стороны, - писал немецкий философ и теолог Р.Гвардини, - свобода движения в личной деятельности... Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, даже угрозы"27.
Характерной чертой духовной жизни Нового времени, по М.Хайдеггеру, становится оформление принципиального отношения человека к сущему в целом как мировоззрения, которое выражает собой не разглядывание мира, а жизненную позицию. Что вполне закономерно становится причиной одного из важнейших конфликтов и Нового, и нашего времени -столкновение мировоззрений. "Новоевропейское отношение к сущему, - пишет М.Хайдеггер,- при своем решительном развертывании превращается в размежевание мировоззрений, причем не как угодно, а только тех, которые
успели с последней решительностью занять крайние принципиальные пози-
•1 28
ции, возможные для нового человека
Обогащенный опытом исторических реалий XX века, М.Хайдеггер не скрывает своих трагических предчувствий по поводу пути, которым движется человечество: "В планетарном империализме технически организованного человека человеческий субъективизм достигает наивысшего заострения, откуда он опустится на плоскость организованного единообразия и будет устраиваться на ней. Это единообразие станет надежнейшим инструментом полного, а именно технического господства над землей... Человек не может сам уйти от этой судьбы своего новоевропейского существа или прервать ее
17
волевым решением. Но человек может заранее задуматься над тем, что субъективность и никогда и не была единственной возможностью для первоначальной сущности исторического человека, и никогда не будет таковой. Летучей тени облака над потаенной страной подобен сумрак, которым истина как достоверность субъективности, подготовленная христианской достоверностью спасения, затягивает событие, в опыте которого ей отказано"29,- напишет философ. И еще одна опасность эпохи, когда человек стал субъектом, а мир картиной - неподрасчетность, из-за которой новоевропейский мир уходит в недоступное представлению пространство.
Войдя в активное взаимодействие с миром, поставив себя в качестве субъекта в командное положение всеобщей точки отсчета, человек оказывается пленником собственных, им же выстроенных отношений с окружающей жизнью: он начинает ее переживать, причем преимущественно ту часть бытия, которая непосредственно попадает в его поле зрения. То есть активно живущий человек находится в состоянии не просто рефлексии, но постоянного поиска духовных ориентиров, определения нравственного выбора и необходимости совершения поступка. Теперь уже само "сущее считается сущим постольку и в такой мере, в какой оно вовлечено в человеческую жизнь и соотнесено с ней, то есть переживается и становится переживанием"'°.
Так, все более и более субъективируясь, европейское сознание, "освободившись" от средневековой непреложности христианских догматов, но при этом всем существом оставаясь в христианской культуре, обрекло себя на вечную драму внутренних противоречий. Однако внутренние противоречия и поиски самоопределения - лишь одна половина драмы человечества. Пружиной извечного конфликта теперь становится диалектическое противоречие между субъективным и объективным: субъектом-личностыо, с одной стороны, и объективной реальностью - с другой. "Необходимо отбросить ложную предпосылку, будто бы жизнь человека протекает внутри него и, следовательно, может быть сведена к чистой психологии. Наивные мечтания! В та-