Ви є тут

Внешние и внутренние ландшафты в фильмах Вернера Херцога

Автор: 
Жданкина Галина Ивановна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2004
Кількість сторінок: 
161
Артикул:
133318
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
ЛАНДШАФТ КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА И ТРАЕКТОРИЯ ПОИСКОВ 21
1.1. «Страсти» по немецкому ландшафту 25
1.2. Традиции немецкой пейзажной живописи 31
1.3. Ландшафт как основа и способ общения 36 ГЛАВА 2.
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ» ФИЛЬМЫ ВЕРНЕРА ХЕРЦОГА (СЛИЯНИЕ «ВНЕШНЕГО» И «ВНУТРЕННЕГО» ЛАНДШАФТОВ) 57
2.1. Пустыня как ландшафт 58
2.2. Слепота и глухота как «внутренние ландшафты» 63
2.3. Метафизический ландшафт 72 ГЛАВА 3.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ 76
3.1 «Оскорбленный» ландшафт 78
3.2. Дитя природы 97
3.3. Покоритель бесполезных вершин? 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
БИБЛИОГРАФИЯ 138
ФИЛЬМОГРАФИЯ 148
“Ландшафты могут быть столь значительны, что становятся свойствами наших душ”.
(В. Херцог)
ВВЕДЕНИЕ
Вернер Херцог - один из самых оригинальных и сложных режиссеров в современном мировом кинематографе, “неразгаданная глыба” среди талантливых режиссеров “нового немецкого кино”. Его творческий максимализм и одержимость, его глубина и значительность заслуживают пристального взгляда.
Как и о других крупных немецких режиссерах (Фассбин-дере, Вендерсе, Шлендорфе), о Херцоге написано немало, но публикации, как правило, носят обзорный или фрагментарный характер. Что касается отечественного киноведения, то исключение, пожалуй, составит обзор его творчества в книге Г. Красновой “Кино ФРГ” (1987) и опыт создания творческого портрета в статьях А.Плахова (“Искусство кино”, №10, 1993, “Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры”, 1999). В предлагаемой работе предпринята попытка если не разгадать, то хотя бы приблизиться к разгадке феномена личности Херцога и его творчества, значение которого представляется весомым и весьма существенным не только в рамках так называемого “нового немецкого кино” (60-70 гг.), но и в более поздний период, включая и наши дни. Тем более, что в обновленной объединенной Германии “правит бал” молодое поколение режиссеров, открыто заявляющее о своем непочтении к “слишком серьезным” предшественникам и громко отрекающееся от идеалов лидеров “проблемного немецкого кино”. Принципиально дистанцируясь от “скучных авторских экспериментов”, молодые кинематографисты (Зенке Ворт-манн, Детлеф Бук, Райнер Кауфманн, Катя фон Гарнье, Дорис
15
Ландшафт в фильме как объект изучения и исследования -вот на чем концентрирует свое внимание автор предлагаемой диссертации. Ведь ландшафт - визитная карточка художника, способная дать ключ к разгадке творческой личности. В нем на разных уровнях явлен автопортрет самого художника. Практически во всех фильмах Херцога ландшафт имеет глубинное значение и играет важную роль. Он помогает ему выразить то главное, центральное, программное, что является стержнем его творчества. Поэтому автор данной работы ставит перед собой задачу -вглядеться в предлагаемый Херцогом ландшафт, рассмотрев его под разными углами зрения. Ландшафт в фильмах Херцога может выступать в разных функциях. Как проекция видений персонажей и как своеобразный комментарий режиссера.
Материалом исследования выступает все многообразие картин Вернера Херцога: от короткометражных до полнометражных, от ранних до самых последних по времени создания, от игровых до формально документальных, но словно преображенных ярко выраженным личностным взглядом художника.
Методологическая основа диссертации предполагает использование современных исследовательских подходов, конкретных методов теоретического и эмпирического уровней познания, необходимых для осуществления научной работы.
В исследовании применяется наиболее актуальная методика герменевтической интерпретации.
Герменевтическая множественность интерпретаций представляет возможности для выявления индивидуального авторского стиля, а также общих основ творчества и бытия произведения искусства в социокультурном аспекте. Герменевтика, как «искусство понимания», как теоретическая дисциплина, в которой понимание реализуется через истолкование, интерпретацию, помогает исследовать фильм с точки зрения воспринимающего
(реципиента). Метод герменевтики дает возможность приблизиться к пониманию механизма воздействия, влияния произведения киноискусства (в частности, ландшафта) на сознание и подсознание зрителя.
Методы интерпретации могут быть различными.
Сравнительный анализ звукоизобразительного ряда фильмов, который использует автор данной работы, выявляет общие и индивидуальные особенности интерпретируемого образа по отношению к другим, устанавливает его типологическую идентичность и рассматривает пути взаимовлияния в художественном процессе.
Историко-культурологический анализ базируется на понимании текста, который постоянно взаимодействует с общей культурной традицией, с произведениями различных видов искусства, с философско-эстетическими концепциями. Он помещает образы, созданные в интерпретируемом тексте, в то широкое культурное пространство, которое окружает интерпретатора.
Понятие герменевтического круга имеет существенное значение в интерпретации текста, который понимается как целое. Понимание целого и части взаимно опосредованы. Понять целое можно только, придя к пониманию его частей. Каждая часть содержит в себе целое. Части целого (в данном случае ландшафтное пространство в фильмах Херцога) рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии с целым (творчеством режиссера). Целое анализируется в контексте всего произведения, а оно в системе культуры. При этом необходимо подчеркнуть психологический аспект герменевтического круга, выделенный в свое время Шлейермахером: текст есть фрагмент целостной душевной жизни некоторой личности. В данной работе автор ставит перед собой задачу-доказать, что ландшафт является отражением целостной душевной жизни художника. Творческая личность нахо-