Вы здесь

Полифония как мироощущение и индивидуальный режиссерский метод в творчестве Алексея Германа

Автор: 
Вевер Агнесса Евгеньевна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2006
Количество страниц: 
140
Артикул:
133288
129 грн
(417 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ПОЛИФОНИЯ КАК МИРООЩУЩЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМА ПОЛИФОНИИ И КИНЕМА ТО ГР А Ф
1) О сущности полифонии...................................11
2) К истории вопроса......................................14
3) Развитие концепции полифонии в искусстве кино..........21
ГЛАВА 2
ПОЛИФОНИЯ КАК МИРООЩУЩЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ
КИНОРЕЖИССУРЫ
1) Полифония как мироощущение.............................28
2) Особенности полифонической структуры в кино............32
4) Полифония как философия кинорежиссуры..................38
ГЛАВА 3
ПОЛИФОНИЯ КАК РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
1) Предпосылки возникновения полифонии в творчестве Германа ... 45
■ "малая война", "негероические герои" и образы-детали. . . . . 45
■ гротескное начало и полифония...................................54
2) Полифоническая организация материала на уровне драматургии . . 63
■ особенности многоуровневой сюжетной структуры...................63
■ персонажи второго плана и их роль в полифонической системе. . 69
1
3) Нарративная полифония в кинематографе Германа...............73
■ полифоническая структура и фильм-воспоминание.............73
■ образ рассказчика и расслоение авторской инстанции........78
4) Информационная полифония как особая знаковая система .... 81
■ полифоническое звучание пространства......................81
■ предметный мир и визуальные мотивы........................88
5) Особенности создания ритмической полифонии.................. 97
■ полифония внутрикадрового ритма ........................... 97
■ полифоничность звуковой партитуры .........................101
6) Формирование и развитие полифонической структуры
в творчестве Германа........................................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................115
БИБЛИОГРАФИЯ ..................................................134
ФИЛЬМОГРА ФИ Я.................................................139
2
Основное отличие полифонии от гомофонии не в количестве линий, а в их структурном соотношении между собой. Если в гомофонной структуре голоса функционально неравноправны и неравнозначны, то голоса полифонии можно назвать равноправными и равнозначными и, более того, взаимозаместимыми. Полифоническая структура напоминает разговор двух или более мелодических линий.
При этом динамичность и напряженность такого полифонического диалога зависит не от возможных диссонансов, а скорее от разновременного появления тематического отрывка, проведенного в разных голосах (имитация) и независимого, свободного их продвижения к своим кадансам.
Внимание слушателей в полифонии останавливается на мелодическом развертывании голосов, основанном на определенных принципах разработки темы. "Разновременное" появление темы осуществляется голосами, имитирующими ту же тему в разные моменты на протяжении музыкального произведения.
Однако, как отмечает музыковед А.Ровенко, хотя полифония находится в области параллельного и самостоятельного развертывания тем, человеческий слух не в состоянии воспринимать одновременно различные мелодии с одинаковой ясностью. Когда одна из мелодических линий воспринимается во всем объеме своего звучания, то остальные кажутся менее ясными, т.е. при восприятии полифонического произведения в отдельные мгновения мелодические линии неравноправны.
По мнению автора диссертационного исследования этот же момент "мнимого" равноправия можно отнести и к реализации полифонической структуры в искусстве кино, так как не только человеческий слух, но и зрение избирательно в своем восприятии.
Ровенко характеризует полифоническую систему как взаимодействие двух диалектически противоположных моментов: стремления к
12
индивидуальному развитию каждой мелодической линии и стремление к органичному их сочетанию в одновременности звучания.
Свой высший смысл и художественное предназначение полифония раскрывает в становлении, мобилизующем энергию движения, изменения, процесс пребывания в одном состоянии и качественный переход в другое.
Одним из видов полифонии является полиритмия, реализующаяся в соотношении длительности звуков и их интенсивности. Этот вид полифонии имеет прямое отношение к музыкальной или ритмической полифонии в кино, выявляющей себя через полиритмическую структуру фильма.
Сам ритмический рисунок в музыкальном произведении осуществляется последовательным изменением темпа и выражается посредством дифференцированных звуков в их прерывистости, акцентируя их дискретность.
Такова в общих чертах полифоническая структура, реализующаяся в музыкальном произведении.
Однако термин "полифония", используемый при проведении киноведческого анализа, связан с его прямым значением в теории музыки лишь по аналогии.
Прямое применение термина из музыковедения в теории кино невозможно уже потому, что кино является пространственно-временным искусством, тогда как музыка — лишь временным. Однако эта общая временная характеристика, объединяя два вида искусства, и позволяет использовать аналогичную терминологию.
Итак, автор диссертационного исследования, рассматривая особенности формирования, развития и реализации полифонической структуры в кино, берет за основу лишь сущностную сторону понятия "полифония" как универсальной категории, опираясь на виды полифонической структуры в кино, открытые еще С. Эйзенштейном.
13