Ви є тут

Традиции изобразительной культуры армянского кино в творчестве кинооператора Сергея Исраеляна

Автор: 
Амбарцумян Эдуард Давидович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
133267
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение............................................................... 3
1 ГЛАВА. Начальный период творчества кинооператора Сергея Исраеляна 16
1.1 Краткая история операторского искусства Армении....................... 16
1.2 Путь к формированию авторского почерка оператора Сергея Исраеляна.. 43
1.3 Анализ творчества оператора Сергея Исраеляна в черно-белом игровом кинематографе............................................................. 59
2 ГЛАВА. Работа Сергея Исраеляна в документальном и телевизионном кино...................................................................... 80
2.1 Искусство кинооператора в неигровом кино....................... 80
2.2 Творчество Сергея Исраеляна в телевизионном игровом кино............ 93
3 ГЛАВА. Анализ творчества оператора Исраеляна в области цветного игрового кинематографа.................................................... 115
Заключение............................................................. 149
Библиография........................................................ 156
Фильмография........................................................ 162
3
Введение
Будучи одним из наиболее сложных порождений человеческого духа, киноискусство в способе своего технического воплощения является максимально зависимым от материальных факторов.
Кинематограф довольно рано разделился на два основных вида (документальное кино и игровое), которые то сливались воедино, то разъединялись на протяжении всей своей истории. Однако уже с первых лент можно проследить общие тенденции поисков специфики изобразительной культуры экранного искусства.
В арсенале изобразительных средств кинооператора немало композиционных приемов, в их числе ракурс и съемка движущейся камерой. Смысловое значение ракурсных построений в таких фильмах, как «Броненосец «Потемкин» (1925г., реж.-пост. С.Эйзенштейн, опер.-пост. Э.Тиссэ), «Мать» (1926г., реж.-пост. В. Пудовкин, опер.-пост. А. Головня), «Шинель» (1926г., реж.-пост. Г.Козинцев, Л.Трауберг, опер.-посг. А.Москвин) и т.д. сыграло важнейшую роль в их общем восприятии.
Вот что пишет о ракурсе А. Головня: «Ракурс — своеобразный изобразительный эпитет, характеризующий объект. Ракурс может направлять внимание зрителя. Кадрировать - значит ограничить поле зрения, сохраняя в пространстве кадра объект наблюдения»1.
Достаточно вспомнить портреты Ниловны, снятые А. Головней с верхней и с нижней точек в фильме «Мать». Ракурс в этой ленте создает своеобразный изобразительный лейтмотив образа матери.
Что же касается такого изобразительного приема, как движение камеры, то последнее придает динамичность языку композиции. К примеру, «наезд», «панорама», «отьезд» значительно обогатили изобразительные возможности
1 Головня А. Творчество оператора фильма. - М.: Госкино СССР, ВГИК. Кафедра кинооператорского мастерства, 1978, с 16.
15
своего изобразительного киноязыка и опирающихся на схемы, «начерченные» армянскими мастерами-светописцами. Исследование может представлять интерес и для тех, кто в дальнейшем будет заниматься (или занимается) теоретическими изысканиями, посвященными вопросам истории изобразительной культуры советского кинематографа.
Апробация результатов исследования. 11-го февраля 2008 года, в г.Ерева-не, в одном из крупнейших кинотеатров Армении (в кинотеатре «Москва»), по поручению Союза кинематографистов Армении диссертантом был организован вечер памяти, посвященный 70-летию С.Исраеляна.
Диссертация обсуждалась на кафедре киноведения Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А.Герасимова. Основные положения работы были отражены в цикле научных публикаций автора. В период с 2007 но 2009гг. на заседаниях киноклуба Союза армян России диссертантом были прочитаны доклады, в которых излагались ключевые положения настоящего исследования. Автор выступал также с докладом на 2 научной конференции «Мировая литературная классика на отечественном экране», посвященной проблемам экранизации (ВГИК имени С.А. Герасимова, Москва, 17 апреля 2009г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, фильмографии, приложений в виде трех ОУЭ-дис-ков.
16
1 ГЛАВА
Начальный период творчества кинооператора
Сергея Исраеляна
1.1 Краткая история операторского искусства Армении
«Камера - это эюелезка. Оператор э/се должен относиться к камере, как к э/сивому существу».
А. Явурян
Кинематограф в значительной степени является изобразительным искусством, и одним из главных «конструкторов» его выразительного строя является оператор. В арсенале выразительных средств кино важную роль и фа-ют те приемы светописного творчества, которые использует оператор.
Естественно, работу оператора нельзя отделять от творчества других художников, создающих фильм. Удача картины зависит как от режиссерских, актерских, так и от операторских успехов. Даже виртуозная светописная работа не спасет фильм, если он плохо поставлен режиссером, если в нем слабая драматургия или он неудачно сыфан актерами.
История армянского кинематографа тесно связана с историей советской операторской школы, с се становлением и развитием. Такие операторы, как
Э. Тиссэ,- А. Головня, Д. Демуцкий, А. Москвин, Л. Косматов, В. Гордаиов, Д. Фельдман, С. Уруссвский, В. Монахов и многие другие, оказали огромное влияние на формирование изобразительного языка одной из ветвей многонационального советского киноискусства - армянского кинематофафа.