Ви є тут

Смычковый инструментарий в эволюции европейского исполнительского искусства

Автор: 
Свободов Валерий Александрович
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
520
Артикул:
133029
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................4
ЧАСТЬ НЕРВАМ. ИНСТРУМЕНТАРИЙ: ОТ ФИДЕЛЯ К ВИОЛЕ И СКРИПКЕ..........................................................55
ГЛАВА I. Фидель как родоначальник европейского смычкового инстру ментария.....................................................55
1. Монохорды и предпосылки формирования смычковых инструментов кварто-квинтового строя..................... 55
2. Система средневековых ладов и кварто-квинтовая структура строя смычковых хордофонов.......................................78
ГЛАВА II. Эволюция фиделя в инструменты квинтового строя....105
ГЛАВА III. Эволюция фиделя в инструменты кварто-терцового и
квартового строя............................................... 130
ГЛАВА IV. Смычковый инструментарий середины XVIII столетия. Инструментоведческие воззрения Леопольда Моцарта и его классификационная система смычковых хордофонов эпохи барокко.........................166
Post Scriptum. Историческое инструментоведение и перспективы его развития...........................................................212
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ СТИЛИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭПОХИ БАРОККО....................................221
ГЛАВА I. Народные истоки инструментальной культуры эпохи барокко. И1ра соло и игра со смычковым босом......................... 221
ГЛАВА II. Сюиты для виолончели соло (без баса) И. С. Баха.262
з
ГЛАВА III. Опыт реконструкции ансамблевого исполнительства эпохи
барокко. Игра со смычковым басом............................ 331
ГЛАВА IV. Стилевые особенности инструментальной культуры эпохи .барокко в «Вариациях на тему рококо» П. И. Чайковского......381
Post Scriptum. Особенности звуковысотного интонирования при игре на инструментах с нефиксированной высотой звука................ 411
ВЫВОДЫ.................................................. 419
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................. 426
ЛИТЕРАТУРА.............................................. 446
НОТНЫЙ МАТЕРИАЛ......................................... 494
ИКОНОГРАФИЯ............................................. 512
ЗВУКОЗАПИСИ
516
атмосферы прошлых лет через возрождение игры на нем. Четвертая глава посвящена анализу текста авторской версии «Вариаций на тему рококо» для виолончели с оркестром П. И. Чайковского, впервые осуществившего попытку стилизации исполнительских особенностей инструментальной культуры эпохи барокко во второй половине XIX века. Диссертантом предлагается своя редакторская версия произведения в соответствии со стилевыми особенностями его музыкального языка. Вторая часть заканчивается изучением особенностей звуковысотного интонирования на хордофонах с нефиксированной высотой звука.
Заключение подводит итог проведенного исследования, одной из задач которого явилось воссоздание модели процесса эволюции западноевропейской инструментальной культуры от момента ее зарождения до первой половины XVIII столетия и до наших дней. Так как сочинения композиторов эпохи барокко составляют золотой фонд современного концертного репертуара, то, естественно, в диссертационном исследовании большое место занимает анализ взглядов исполнителей по проблеме исполнительской интерпретации музыки
ч
далекого прошлого.
Научной базой проведенного исследования явились теоретические положения, разработанные в трудах К. Закса, Л. Моцарта, Б. А. Струве, Р. И. Грубера, Е. В. Гиппиуса, И. И. Земцовского, И. В. Мациевского и развитые представителями, последователями и преемниками Петербургской школы этноинструментоведов и фольклор иегов, о работах которых шла речь во вводной главе диссертации. Хотелось бы особо отметить работы таких теоретиков и историков музыки, как Ю. Н. Тюлин, Н. И. Котляревский, Ю. Г. Юсфин, В. Дж. Конен, А. П. Милка, а также таких теоретиков исполнительского искусства, как К. Ю. Давыдов, X. Беккер, Л. С. Гинзбург, Б. В. Доброхотов, А. П. Стогорский, И. М. Ямпольский, Я. И. Мильштейн, К. А. Мартинсен, Г. Гульд и многих других, чьи идеи благотворно сказались на всем ходе проводимого исследования.
52
Материалом исследования служили нотные образцы инструментальной и вокальной музыки народной традиции и академического искусства. К изучению привлекался богатый иконографический материал и находки археологических раскопок. С целью уточнения нотных текстов и особенностей исполнительской интерпретации слуховой анализ проводился на основе звукозаписей выдающихся исполнителей современности.
Апробация. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании сектора инструментоведения Российского института истории искусств. Научные и практические данные, полученные в ходе проведенного исследования, прошли апробацию на Международных конференциях Санкт-Петербурга (1993, 1995, 1997, 1998, 1999, 2000, 2004, 2007 гг.), Москвы (2007), Красноярска (1996), Белоруси (Минск, 1996), Туркменистана (Ашхабад, 2000, 2001), Германии (Бланкенбург, Михаэльштейн, 2000), США (Нью-Йорк, 2003).
По теме диссертации опубликовано три монографии, сорок две научные работы в отечественных (СПб., Москва, Красноярск) и зарубежных (Беларусь, Туркменистан, Германия, США) изданиях, четыре выпуска сборника нотных текстов, оригиналы которых восстановлены диссертантом по их обработкам («Ансамбли старинных композиторов», М., 1993). Обнаруженные диссертантом в ходе исследовательской работы аппликатурные и артикуляционные приемы эпохи барокко были апробированы в опыте его редактирования сонатного диптиха для виолончели соло «Вступление в Апокалипсис» Игоря Мациевского.
По теме диссертации соискателем составлено, подготовлено к печати и опубликовано шесть выпусков сборника «Вопросы инструментоведения» (1993, 1995, 1997, 2000, 2004, 2007), три выпуска сборника «Материалов к „Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира”» (1998, 2003, 2009). В авторский коллектив сборников, вышедших из печати под редакцией диссертанта, вошли ведущие специалисты мира.