Ви є тут

: Комплекс. социол. исслед. негатив. девиант. поведения

Автор: 
не задано
Тип роботи: 
не задано
Рік: 
1996
Артикул:
556527
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ КРИМИНОГЕННОЙ ОБСТАНОВКИ............................32
§1. Семья как объект социологического исследования:
теоретические и методологические проблемы..32
§2. Типология семейных отношений и социальный эффект
воспитания.................................56
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА.............................81
§1. Сравнительные исследования основных детерминант
семейного воспитания......................81
§2. Характеристика политического, трудового, нравственного, эстетического и волевого развития подростков в семье..........................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................. 158
ПРИМЕЧАНИЯ.................................. 176
ЛИТЕРАТУРА..................................184
СПИСОК ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ....................194
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................198
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социологическое исследование семьи и подростковой преступности - одна из важнейших, сложных и актуальных проблем современности, без решения которой невозможен дальнейший прогресс нашего общества, т.к. в динамике последних пяти лет масштабы преступности, а в особенности подростковой, приняли размеры, угрожающие социальной безопасности в целом. Наряду с экономическим, демографическим, экологическим, политическим, криминогенный фактор стал важной доминантой в характеристике нестабильности социальной действительности, что выражается в дезорганизации семьи, в невыполнении супругами обязанностей как по отношению друг к другу, так и по отношению к детям, в росте устойчивых и неразрешимых семейных конфликтов, в нарушении нормального семейного процесса, характеризующегося отсутствием согласованности в семейных отношениях, снижением воспитательного потенциала, искажением и даже противостоянием социализирующего влияния семьи общественным требованиям и нормам, наличием конфликтной ситуации между семьей и обществом. Рост конфликтных семей опасен для общества и тем, что усиливает воспроизводство негативных социальных стереотипов: удовлетворенность тем, что есть, нежелание активно трудиться, равнодушие к собственной судьбе и окружающей среде. Ситуация такова, что немало подростков, молодежи в условиях становле-
циобиологических, социокультурных факторов в объяснении причинно-следственных связей в спонтанных, стихийных тенденциях роста подростковой преступности, раскрытие которых позволяет повысить эффективность воспитательных средств, лучше использовать инновационный потенциал молодого поколения.
Противоречия, охватывающие социализацию подростков, выражают диалектику объкт-субъектных отношений, возникающих в ходе их социально-нравственного возмужания, и лежат в основе комплекса проблем, требующих системного исследования. Конкретные условия семейного воспитания определяют особенности подросткового сознания, сложное переплетение структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы. Внутри этого единства обнаруживает себя многообразие противоречивых детерминаций, определяющих специфику отношения к окружающей действительности и мотивацию социальных поступков. Эти проявления социального качества зависят от типа семейных отношений, от содержания семейного воспитания, они переходят одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая социальную сущность подрастающего поколения, которая реализуется посредством активной деятельности и поведения, т.к. подросток - элемент социальной среды (общества, группы, семьи и т.д.) и в то же время сложная целостная структура, в которую проецируется бесконечное число социальных процессов.
20
Цели и задачи диссертации определяются самой стратегией проблемы комплексного осмысления системы взаимосвязанных и взаимообусловленных причин и факторов, влияющих на поведение несовершеннолетних граждан. В хаосе изменяющихся ценностных структур, усиления социальной напряженности и конфликтности, разрушения устойчивых и стержневых нравственных образцов поведения у подростков формируются агрессивность, жестокость, чувство обделенности, ущербности, неполноценности, а искаженное самовосприятие снижает их интеллектуальный потенциал, подрывает веру в свои позитивные возможности, а все это выражается в различных формах асоциального поведения.
Подростковый возраст - время активного формирования индивидуального мировоззрения, нравственных, эстетических и иных принципов, пора накопления информации. В различных типах семейных отношений, характеристика которых осуществляется нами на широком эмпирическом материале, подростки специфически адаптируются к окружающей действительности, все факторы которой интегративно воздействуют на формирование, социализацию, развитие и воспитание личности. Изучение этого процесса в обыкновенных и конфликтных семьях позволяет определить основные направления, пути, механизмы, средства и методы совершенствования и координации воспитательной и профилактической эффективности социальных институтов общества в условиях его модернизации, криминализации всех сфер человеческой жизни, ослабления групповых нравственных ценностей, выражающих дегуманизи-