Ви є тут

: На прим. Москвы и Санкт-Петербурга

Автор: 
не задано
Тип роботи: 
не задано
Рік: 
1996
Артикул:
556585
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
#
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение : .: 3-13
Глава 1. Теоретические и методологические основания
изучения бездомных - . 14-39
1. Изучение бездомных в западной социологии . , • 14
2. Отечественные исследования бездомных 20
3. Информационно-методическое обеспечение исследования 29 Глава 2. Особенности положения бездомных в
современном российском обществе 39-67
1. Социально-правовой контекст существования бездомных 39
2. Рыночная ситуация и социальный статус бездомных 47
3. Общественное мнение о бездомных 56 Глава 3. Способы личностной и групповой адаптации
бездомных 67-153
1. Отношения бездомных с другими социальными группами 67
2. Социальная организация бездомных 84
3. Динамика бездомности 108
4. Типология уличных бездомных 127
5. Определение ситуации бездомными и стратегии их
поведения 134
6. Субкультура бездомных 148
Заключение 154-160
Литература
Приложение
3
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
С началом перестройки на улицах российских городов, а особенно в столицах, стало все более очевидным присутствие большого числа бездомных. В доперестроечные времена бездомные были либо частично скрыты от общественных глаз в тюрьмах и лагерях, куда они попадали в связи с уголовным . преследованием за бродяжничество и попрошайничество, либо были разбросаны по стране, будучи занятыми по многочисленным шабашкам, лесосплавам, геологическим партиям. Изучение бездомности велось лишь в системе МВД, и основная часть работ была закрытой. Кроме того, эти работы в значительной мере были ориентированы на установление патологий личности самих бездомных, а не на исследование реальных условий их существования и адаптации в обществе.
Сейчас стало явно, что бездомные - это значительная социальная группа, котрая приобрела свою нишу в современном российском обществе. Изучить данную группу и условия ее существования социологическими методами важно не только для развития представлений об формирующейся общественной структуре, но и для решения серьезных социальных проблем, возникающих в связи с бездомностью. Лишь путем социологического исследования можно определить, кто эти люди, оказавшиеся на обочине общества, как происходит их адаптация, каковы перспективы их возвращения в общество, обретения жилья и работы.
В последнее время перед социологией с особой актуальностью встают задачи понимания механизмов включения групп в социальную структуру, условий создания групповой солидарности, выявления основ социальной идентификации. Своеобразие этих явлений у групп с неполноценной, ущербной социальной природой, оторванных от
ролей, в основном через доступ к девиантным субкультурам и возможность осуществлять такие девиантные социальные роли после того, как они были приняты. Если Мертон считал, что ретретизм предполагает интернализованные ограничения в использовании нелегитимных средств, то Клоуорд говорил, что в ’’низших стратах общества ретретизм может часто быть последствием неудачных попыток инновации” (142,р.176).
Во многих специальных работах, написанных с конца 30-х по начало 70-х годов, бездомные рассматривались в основном как неадекватно социализированные индивиды, которые ушли от большого общества (Э.Сазерленд и Г.Локк, Г.Бар, Т.Каплоу, Б.Левинсон, Д.Питтман и К.Гордон - 205,177,189).
В конце семидесятых и в восьмидесятых годах, когда в силу в основном экономических причин бездомность в Западной Европе и в Америке стала острой социальной проблемой, и возникли ’’новые бездомные” - люди, утратившие жилье и работу из-за своего уязвимого положения на рынке труда, бездомных стали рассматривать как индивидов, имеющих изъяны, не • позволяющие им нормально функционировать в системе общественного производства: алкоголизм, психические проблемы, плохое физическое здоровье, опыт судимости (Дж.Райт, П.Росси и другие - 200,218,194,168,127). При этом данные авторы сходились в том, что человек не становится бездомным лишь потому, что он - алкоголик или психически больной. Это происходит, когда истощаются терпение или ресурсы в среде, поддерживающей такого человека.
В последнее время западные социологи все чаще опираются в изучении бездомных на идеи интеракционизма, позволяющие понять процессы усвоения идентичности ’’изгоя” в ходе взаимодействия с широкой публикой, агентами социального контроля и с членами своей
группы, объяснить специфические ’’карьеры” бродяг и оседлых бездомных. Особенно важную роль здесь играют идеи, высказанные в работах Г.Беккера, И.Гоффмана (130,154,155).
В литературе конца 80-х-90-х годов акцент делается на попытках бездомных создать поддерживающие связи с представителями других социальных групп и между собой (173,152,199). Изучаются адаптации различных групп бездомных: женщин, молодежи, одиноких и семейных бездомных и т.д. (163,140).
П.Бурдье издал под своей редакцией сборник ’’Несчастье мира”, в котором он и ряд других авторов исследуют методом углубленных интервью опыт людей, занимающих ’’несчастную позицию” в социальном макрокосмосе. Эта позиция является результатом борьбы классов за социальное пространство. В этом свете рассматривается в работе и положение бездомных (138).
Исторический и сравнительный анализ бездомности и бродяжничества представлен в работах А.Векслияра, Б.Дюру и А.Римайо, Л.Роуза, И.Гласснер (209,193,158). Эти авторы показали, что наиболее распространенные причины бездомности и бродяжничества, степень организации бездомных в том или ином обществе связаны с особенностями деятельности основных институтов этого общества, с социальной политикой государства.
В ряде работ рассматривается общественное мнение по отношению к бездомным (133,174). Оно определяется, по мнению многих авторов, восприятием их как ’’нечестных бедных”, которые сами виноваты в своем положении. Отрицательное отношение к бездомным связывается и с тем, что бездомные вторгаются в публичное пространство городов, которое респектабельные граждане считают своим. Вместе с тем отношение к различным бездомным дифференцируется в зависимости от степени утраты последними семейных связей, наличия визуальной ’’стигмы”.