Ви є тут

Театральная критика как вид духовной деятельности в современной культуре

Автор: 
Липская В. М.
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1994
Артикул:
1000170387
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА I. ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ... .16
§ I. Специфика творческой деятельности в театральной
критике ..............................................16
§ 2. Объективация и субъективация как типы смысло-образования в творчестве театрального критика 39
ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО КРИТИКА И АУДИТОРИИ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ....................................62
§ I. Чувственные, рациональные и волевые основы коммуникативных отношений критика с аудиторией....62
§ 2. Социально-культурные установки в диалоге критика с
читателями.......................................... 73
ГЛАВА III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
В ТЕАТРАЛЬНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ............................91
§ I. Своеобразие оценок в театрально-критических
статьях............................................. 91
§ 2. Различие пафоса театрально-критических статей при
сходстве оценок спектакля........................... 125
§ 3. Влияние личностных характеристик критика на
восприятие сценических произведений..................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................173
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
180
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы взаимодействия с искусством становятся тем более важными для научного осмысления, чем большее значение обретает роль каждого человека в жизни социума. А осознание, того, что духовное совершенствование является важной движущей силой развития общества, обусловило сегодня повышенное внимание к контакту человека с очень психологически близким ему видом искусства - театром. Театральная критика закономерно вырастает из самой сути театрального процесса, который только тогда и утверждается, только тогда и получает общественное значение, когда замыкается цепь: действительность - спектакль - зритель - действительность. Театральная критика не только посредник в диалоге зрителя со сценическим искусством, но и полноправный участник.
Актуальность исследования. ТбОрвТИЧвСКИЙ ИНТвреС К
театральной критике растет не только потому, что увеличивается значение критика как "сотворца" в самом художественном процессе, но еще и потому, что увеличиваются возможности критики в сфере диалога с читательской аудиторией средств
1-9
художественную направленость, но при этом, по сути своей, они остаются именно публицистическими выступлениями, наделяющими произведения собственным смыслом.
Театральная критика всегда отличалась по свой цели, направленности, волевой устремленности автора и от театроведения, и от художественно-зссеистской литературы о театре. Главная особенность театральной критики всегда состояла в том, что она стремилась выразить не столько эстетическо-художественные взгляды, сколько обратить внимание на социальное, этическое, философское и т.п. содержат© сценических произведений. Поэтому публицистичность составляет самую суть, а не периферию театральной критики, её характерную особенность, отличающую театральную критику от театроведения и эссеистской литературы. С самого своего возникновения театральная критика включала в себя социально-этические, философские и эстетико-художественные аспекты, образуя синтетическое единство, но доминирующим был именно публицистический аспект как и в других видах художественной критики. В России критика стала не только особой формой художественной жизни, но специфическим видом общественной деятельности . "Ни в одной стране мира критика не играла такой громадной роли. Русская публика часто в первую очередь читала именно критические статьи, а потом принималась за художественные произведения”."
"Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики // Жанры, композиция, стиль. Л., 1980. С.З.
В условиях, когда средства массовой информации обеспечивают широкое распространение театрально-критического материала, его публицистическое значение особенно возрастает. Средства массовой информации выступают как основа обеспечения духовного общения-контакта людей, ориентирующихся на определенные цели, сособствуют поддержанию социальнного единства. Знаковая, словесная, образная коммуникация, составляющие содержание различных форм публицистической деятельности образуют одну из основ, на которых складываются и функционируют различные формы общественного сознания. ’’Упорядочивая и организуя коммуникационные связи между людьми, публицистика сводит к минимуму тот элемент СТИХИЙНОСТИ, который свойственен непосредственному взаимодействию человека с окружающим миром и с другими людьми, делают возможным создание, передачу и восприятие целенапрзвленых сообщений”1'. Театральная критика упорядочивает взаимоотношения зрителей с миром спектакля, т.е. с миром художественного ”междучеловеческого общения”. ”В общественной жизни, в действительности есть такие стороны и такие связи, которые, не завися или очень мало завися от ’’природы человека” как индивида - с одной стороны, ’’отражаются” в театре и, с другой
'Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.,1973. С.5.