Ви є тут

Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов : Социологический анализ специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел

Автор: 
Невирко Дмитрий Дмитриевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262089
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................4
1. Методологии изучения социальной дифференциации личностного развития и процесса социализации...........................17
1.1. Личность как объект междисциплинарного исследования и его значение для современного социологического знания.....17
1.2. Особенности изучения личности в современной отечественной социологии.............................................39
1.3. Методологические основы социализации личности..........54
1.4. Универсумная социологическая парадигма и деятельностный подход как методологические основания изучения социализации личности.................................................; о
2. Концептуальные и методические основы анализа социализации личности в контексте среднеуровневого социологического знания.............................................................107
2.1. Анализ типов и моделей социализации...................107
2.2. Изучение фаз и механизмов социализации личности.......122
2.3. Формы и интегральная схема социализации...............147
2.4. Эмпирические методы анализа социализации личности в процессе ее профессиональной подготовки в авторитарных институтах.........................................................162
3. Авторитарные институты как средство институционализации положения и поведения личности и особенности авторитарной модели социализации................................................176
3.1. Социальные институты как средство институционализации личности.................................................176
3.2. Сущность авторитарных институтов и особенности авторитарной модели социализации личности...............-........183
3.3. Предпосылки и специфика российского авторитаризма
на современном этапе.............................................195
3.4. Правоохранительные органы как разновидность авторитарных институтов и специфика социализации личности в них 203
3
4. Социализация личности в период профессиональной подготовки в авторитарном институте органов внутренних дел на современном этапе.......................................................209
4.1. Социологическая оценка состояния социального института ОВД на современном этапе..................................209
4.2. Состояние и особенности формирования социальных качеств сотрудника ОВД в период профессионального обучения 225
4.3. Анализ специфики адаптации молодых сотрудников ОВД в России 90-х годов........................................252
4.4. Новая образовательная парадигма и социопсихологическое обеспечение учебной и служебной деятельности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.................271
Заключение....................................................2б5
Литература....................................................297
Приложение....................................................314
35
подходом понятие личности определяется через подведение его под широкое, родовое понятие человека, а затем указываются его видовые отличия, то есть перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Во втором случае личность определяется через диалектику единичного и общего - как особенное, взятое в социальном аспекте. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное - личность. "Под личностью, - писал Э.Фром, - я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным" [199, С.53].
Мысль о несводимости человеческого поведения лишь к набору реакций на внешние стимулы, о способностях человека творчески осмысливать свою социальную сферу и приобретать все новые и новые знания привела ряд социологов к выводу о том, что поведение человека можно интерпретировать на уровне ценностей, которые личность придает тем или иным аспектам ситуации. Так, французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, что явилось основой теории познания.
Первая стадия, которую Ж. Пиаже определяет как сенсомоторную, касается индивида с момента рождения и до 2 лет. В это время у индивида формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. Вторая стадия - от 2 до 7 лет - определяется как операциональная. Именно в этот период индивид учится различать символы и их значения. Третья стадия - с 7 до 11 лет - является для индивида периодом конкретных операций. В это время индивид учится осмысливать действия, которые раньше он выполнял только руками. Четвертая стадия - с 12 до 15 лет - определяется как стадия формальных ситуаций. На этом этапе
36
индивид может решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии [229, Р.25].
Еще один подход к проблеме развития личности разработал Л. Колберг [247]. Основная идея его теории - это нравственное развитие личности; аналогично познавательным ступеням Ж. Пиаже она включает шесть последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимание чувств других людей.
Две первые стадии относятся к индивидам, которые еще не усвоили понятия о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия).
На третьей стадии индивиды отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии у индивидов начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, они в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить их социальное одобрение.
На четвертой стадии индивиды осознают интересы общества и правила поведения в нем. Это период формирования нравственного сознания.
На пятой стадии индивиды осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. Па этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом.
На шестой стадии у индивидов формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.
На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в парадигме "социального поведения" развитие личности рассматривается как процесс социального научения и социального познания.