Ви є тут

Становление института бизнес-образования в современных условиях

Автор: 
Лаврова Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
270900
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................3
РАЗДЕЛ 1. Институциальный анализ бизнес-образования....................19
ГЛАВА 1.1. Институциализация бизнес-образования........................20
ГЛАВА 1.2. Профессионализация бизнеса как задача образования...........56
РАЗДЕЛ 2. Социальный контекст реформирования бизнес-образования 85
ГЛАВА 2.1. Современные тенденции реформирования образовательных
программ в сфере бизнеса...............................................86
ГЛАВА 2.2. Кросскультурные аспекты бизнес-образования.................109
ГЛАВА 2.3. Бизнес-образование и социальная ответственность............134
ГЛАВА 2.4. Социальный менеджмент в структуре бизнес-
образования...........................................................162
РАЗДЕЛ 3. Современные условия повышения социальной эффективности
бизнес-образования....................................................175
ГЛАВА 3.1. Ключевые проблемы организации бизнес-образования...........176
ГЛАВА 3.2. Понятие эффективности бизнес-образования...................205
ГЛАВА 3.3. Качество образовательных услуг: точка зрения
потребителей..........................................................229
ГЛАВА 3.4. Гендерные аспекты бизнес-образования ......................249
Заключение............................................................291
Список использованных источников......................................300
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Явные и латентные функции бизнес-
образования...........................................................327
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Общие сведения о бизнес-образовании в СГГУ 330
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросник по исследованию "Ваше мнение о бизнес-
школе"................................................................333
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Распределение ответов на вопросы анкеты «Ваше мнение о бизнес-школе»................................................337
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что в новом тысячелетии трансформируются социальные институты, принципиально меняются мировые стандарты образования, бизнеса и сферы услуг. Поворот образовательной политики к
цивилизованному рынку предполагает фундаментальную идею созидания общеевропейских ценностей как компонентов единого культурного, социального и экономического пространства. Отечественную теоретическую дискуссию об образовании, профессионализации бизнеса и управления актуализируют процессы глобализации, помещая в центр социологического анализа феномен бизнес-образования, стратегически выступающий необходимым компонентом не только международной
интеграции, но и социального развития России в целом. Бизнес-образование претерпевает в настоящее время изменения во всех странах мира. Эти процессы обусловлены социальными трансформациями глобальных и локальных социальных систем, реформированием
образовательных практик, реструктуризацией методов и задач бизнеса, всем социальным контекстом бизнес-образования. Мировые стандарты образования и рынок труда требуют коренного обновления самой идеологии подготовки кадров, развития форм и методов образования, пересмотра обучающих технологий, содержания образовательных программ. Одновременно с указанными технологическими мировыми
образцами политика образования еще не везде руководствуется принципами гуманизма и социальной ответственности, конструируя определенное противоречие бизнес-образования.
Указанные процессы нуждаются в своевременной социологической рефлексии. Актуальность исследования определяется необходимостью фундаментального анализа становления института подготовки
3
контактов, подготовке специалистов-практиков, внедрению концепции развития управления на предприятии, подготовке и переподготовке преподавателей.
Перейдем к обзору теоретических подходов к исследованиям образования. Вначале воспользуемся подходом Г.И. Зборовского и рассмотрим бизнес-образование с позиций четырех подходов: педагогического, философского, экономического и социологического. Педагогический подход предполагает концентрацию усилий исследователя на проблемах формирования человека в ходе учебного процесса. На наш взгляд, особенности педагогического взаимодействия в системе бизнес-образования состоят в признании в качестве императива прагматической направленности28 или даже опережения по отношению к практике бизнеса в содержании образовательных программ, равенства всех его субъектов в отношении характера коммуникации29 и гибкой организации учебного процесса.
Философский подход к анализу бизнес-образования нацеливает на осмысление этого явления и процесса как глубоко противоречивого и многоаспектного, позволяет увидеть особенности этого вида профессиональной подготовки на фоне образовательного кризиса в условиях глобализации30. Указанный кризис состоит в «неспособности современного образования удовлетворительно решать стоящие перед ним социальные и индивидуально-личностные задачи и выполнять основные функции»31. Вместе с тем проблемы кризиса и аспекты глобализации
См.: Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социол. исслед. 2000. №6. С.21-29.
28 Бизнес-образование в России. М.: КОНСЭКО, 1998.
29 Шинкаренко А.П. Бизнес-образование и андрагогика // Бизнес-образование. 1998.
№ 1(4). С.93-110.
J° Саунич В.Н. Бизнес-образование в условиях глобализации // Бизнес-образование. 1998. №2(5). С.88-91.
31 Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию// Социол. исслед.
2000. №6. С.23.
34
выступают объектом не только философских, но и макросоциологических исследований.
Обратимся к теоретическим разработкам Н.Е. Покровского32 по проблемам глобализации и применим их к нашему анализу бизнес-образования. Прежде всего, глобализация выступает в форме американизации как линейный процесс и означает экстенсивное и однонаправленное расширение всемирных («глобальных») интеграционных процессов. Бизнес-образование в этом контексте оказывается одной из областей этой экспансии, поскольку появляется на всех континентах как заимствованная американская модель. При этом формальное учреждение образовательных программ по бизнесу происходит в условиях всеохватности и комплексности изменений в обществе в целом: меняются все параметры социальных структур, и сама изменчивость, гибкость становится главной позитивной ценностью. Выживают наиболее пластичные и чутко реагирующие на изменения организации, с упрочением в культуре ценностей предпринимательства социальная структура приобретает новые измерения. Конфликт центра и провинции никуда не исчезает в процессах глобализации, меняется лишь его риторика, он становится тоньше и изощреннее.
В самом деле, сегодня наблюдаются тенденции универсализации образования, которые порой воплощаются в его централизации, игнорировании местных процессов. В связи с этим необходим акцент не только на местных факторах, но и на отношениях между центром и регионом в правовом и этическом аспектах. Выгоднее, например, осуществлять при поддержке региональных властей различные формы обучения непосредственно на базе вузов региона, поддерживая
I
' Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) // Социол. исслед. 2000. № 6. С.3-10.
35