Ви є тут

Русский драматический театр в Якутии : Особенности развития в национальной республике

Автор: 
Крылова Вера Климентьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275700
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение Глава 1.
Ру сское население Якутии в ХУII - XIX вв. и его духовная культура. Театральный кружок демократической интеллигенции и зарождение профессионального сценического искусства в Якутии.
1. Краткие сведения из истории вхождения народов Якутии в состав российского государства и ее заселения русскими.
2. Духовная культура русского населения Якутии. Элементы театральности в обрядах, играх, празднествах, фольклоре. Народный театр.
3. Русский любительский театр в Якутии /Краткие выводы/
Глава 2.
Русский драматический театр Якутии в советский период /до начала перестройки/
1 .Создание профессионального государственного театра (1920 г.) и его деятельность во время Гражданской войны в Якутии (1921 - 1923 гг.)
2. Образование Якутской АССР (1922 г.). Организация Якутского национального театра. Деятельность русских артистов в Якутске в 1922 -1927 гг.
3. Русский театр ЯАССР в довоенный период. Театральные коллективы, работавшие в Якутске (1927 - 1941 гг.).
4. В годы Великой Отечественной войны.
5. Русский драматический театр в послевоенный период и годы «оттепели» (1946- 1964). «Бесконфликтные» спектакли в «бесконфликтном» обществе. Взгляд театра на прошлое и настоящее.
6. Республиканский русский драматический театр Якутской АССР во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов.
/Краткие выводы/
Глава 3.
Театр времен перестройки. Первые постсоветские сезоны (1985-2000 гг.)
1. Русский драматический театр Якутии в период «перестройки» (1985-1991)
2. Русский академический драматический театр имени А.С.Пушкина в последнее десятилетие XX века.
/Краткие выводы/.
Заключение
Примечания
Источники
Литература
Приложение
3
ВВЕДЕНИЕ
Русский драматический театр Республики Саха (Якутия) на научном уровне до сих пор не был исследован.
Опубликованы сотни информационных заметок, статей, рецензий на спектакли в газетах и журналах, написаны творческие портреты о ветеранах сцены и талантливой молодежи, заслуживают внимания выступления критиков и театроведов в столичной печати на обсуждении итогов сезона и гастролей, но не было пока обобщающих работ о столетнем пути коллектива. Монография автора настоящей диссертации «Времен связующая нить» (Русский драматический театр в Якутии от истоков до 90-х годов XX в.) /Новосибирск: СИФ РАН, 2004./ посредством анализа спектаклей обозначает основные пути развития исследуемого театра.
У русского театра в Якутии не было ни своего историка, какие имеются у большинства театров России, ни даже простых летописцев, которые собирали бы полученные о нем сведения. Поэтому историку, решившемуся заняться его исследованием, приходится проделывать длительную по времени работу в разных архивах, просматривать периодическую печать за сто лет и мемуарную литературу.
В Сибири еще не выходили свои газеты, но в Петербурге по изданной там книге Н.С.Щукина «Поездка в Якутск» (изд. 1-е. 1833) уже знали о любительских спектаклях на далекой Лене. По крупицам приходилось собирать сведения об участниках любительских спектаклей из «Памятных книжек» и «Адрес-календарей» Якутской области. Легче обстояло дело с репертуаром. Документы о нем частично сохранились в фондах Национального архива, но большей частью в виде объявлений в местной печати, что позволило привести почти полный репертуар кружка с 1893 г. Некоторые сведения получены из воспоминаний политических ссыльных,
25
разрушенного поезда складывали в костер и сжигали.
В последний, «прощеный» день масленицы в некоторых местах Сибири, особенно там, где проживали казаки, разыгрывалось взятие снежного городка, увековеченного на картине В.И.Сурикова.
Традиционным развлечением девушек и молодых женщин были коллективные выходы в лес в семик и троицу. Они наряжались в разное, иногда и мужское платье, ходили в лес с песнями и другими забавами, иногда при биении в сковороды, завивали на березах венки, оставляя их до троицына дня. В Троицу опять собирались хороводом, снимали венки и с песнями и плясками возвращались домой. Иногда под юбку надетой на березку подлезала шустрая девушка и плясунья, брала ее за ствол и шла впереди хоровода. Создавалось впечатление, будто березка сама шла и плясала. Перед домами, в которых жили девушки, разыгрывались сценки приглашения.
Распространенной формой молодежного гулянья, начиная с Троицы, по праздничным и воскресным дням были хороводы. Их водили либо за деревней - в поле, на лугах, за околицей, либо в самой деревне на «свободном» месте. Участвовали девушки, парни, молодые женщины и мужчины. «Играющие брались за руки, становились в круг и под песню начинали ходить в одну какую-нибудь сторону, быстро или медленно, смотря по темпу песни. Особенно красочны хороводы, связанные с играми. Когда играли «В подушечку» одна из девушек двигалась в плясе с платком в руках внутри сомкнувшегося круга, а остальные пели:
«Молодушка, молодушка,
Ты же молодая!
Подушечка, подушечка,
Ты же пуховая!
Кого любишь, кого любишь,
Того поцелуешь,
Пуховую подушечку тому подаруешь.
26
Девушка отдавала платок одному из парней и целовала его. Иногда хоровод делился на женскую и мужскую половины, поющие попеременно. Пение одной половины составляла вопросы, а другой-ответы и во время их пения половины то сходились, то отступали»18.
Лето - благодарное время для детских игр, требующих от участников мастерства перевоплощения. Но даже детские игры отражали суровую действительность - влияние каторги и ссылки. «В Балаганском уезде была записана игра «Царь и преступник». Выбранный ребятами «царь» каждые 3-4 минуты отдавал слугам приказ всыпать по 20 - 30 ударов мячом по голове каторжан, которым задавал вопрос: «Ты за что в каторгу попал?». «Преступник» отвечал:
Я жил в городе Пистоне,
Жил у барина Толстого,
Дом сгорел,
Барин сдурел,
От Пистона оторвали И за то сюда прислали...»19
В календарных датах октября - декабря, посвященных Богородице и отдельным святым, широко варьировалась тема любви и брака в некоторых обрядах и играх. Этнограф А.Л.Макаренко зафиксировал, что в Енисейской губернии, из которой в Якутию переселилось в свое время немало русских семей в день Казанской иконы Богоматери (22 октября) парни и девушки «играют, поют и пляшут до позднего часа ночи. Для веселья маскируются... Девушки, обычно до начала “вечереньки” в этот день “свадьбой ездят” по улицам селения. В запряженных пошевнях и санках, будучи наряженными женихом, невестой, дружкой и другими лицами “свадебного поезда”, девушки переезжают из улицы в улицу с пением песен и пляской, их сопровождают ватага детворы и любопытствующие из взрослых. Подобным