Ви є тут

Специфика театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры : Опыт историко-театроведческого исследования

Автор: 
Заболоцкая Парасковья Еремеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275765
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
|
/
Введение........................................................3
Глава 1. Элементы театра в шаманских мистериях (камланиях) якутов
1.1. Понятийно-терминологический аппарат шаманских мистерии (камлании) якутов..........................................12
1.2. Элементы театра в коллективных мистсриальных действах якутов в празднике ЫИыах..........................................31
Глава 2. Элементы театра в индивидуальных действованиях черного шамана и искусстве сказителя - олонхосута
2.1. Элементы театра в мистерии (камлании) черного шамана 61
2.2. Искусство сказителя - олонхосута...........................78
Глава 3. Характеристика опыта реконструкции творческого состояния «турук» в учебном театре «Эйгэ» (экспериментальная площадка).......................................................96
Заключение.....................................................135
Список сокращений..............................................141
Источники и бпбилиография......................................142
2
Введение
Актуальность темы исследовании.
Ни одна другая область творческой деятельности человека не вызывает столько споров и вопросов как народное искусство, которое в значительной степени представляет собой способы воспроизводства художественного восприятия мира посредством художественных средств, выработанных в традиционной культуре каждого народа.
Десятилетиями продолжаются дикуссии о самом существе явления, его содержании, исторических формах развития, особенностях использования в современной жизни и дальнейшем его развитии. Такая дискуссионность коренится в глубине и широте самого народного искусства как феномена, позволяющего рассматривать его с самых разных позиций и выдвигать на первый план то одни, то другие его стороны [Богуславская, 1986, с. 161-162].
В качестве предмета дискуссии, как правило, выдвигается проблема соединения художественного, культурного и исторического аспектов изучения народного искусства.
Большие вопросы вызывают проблемы изучения истоков народного искусства, которые лежат в области обрядово-ритуальных и зрелищно-игровых видов культуры и выступили фундаментом для возникновения того или иного вида искусства.
Собственно зрелищно-игровые виды культуры традиционного общества в форме обрядово-ритуальных действ, игр, церемоний и праздников были непосредственно связаны с религиозными представлениями того или иного народа. У всех этих форм существовала общая система художественно-выразительных средств и особые исполнительские приемы, которые содержат дсйствснно-игровос начало со своеобразной эстетикой.
3
поле и восходят к понятию «призыв первопредка» (ср. якут, «ой тыл» -букв, стрела-слово).
Второй термин «дуун», где посредством выпадения первой буквы в якутском языке образовался термин «уун», происходит от древнетюркского термина «du’a», выступающего в значении «молитва» (см. du’a birla tedrum bu jerka aya - с помощью молитвы я возвысился (букв, возвысившись достиг) до этого; du’a qil - совершать молитву, молиться, благословлять; durud - молитва, моление, восхваление, поклон) [ДТС, 1969, с. 161].
Аналогичное значение древнетюркского термина встречается в иранском и турецком языках с общим значением - молитва, мольба, пожелание [Восканян, 1968, с. 276; TypPC, 1931, с. 259]. В бурятском языке он сохранился как «дуу (и)», а в монгольском языке - «дуу», с общим значением - песня [БРС, 1973, с. 205; MPC, 1982, с. 422]. Отсюда термин «(д)уун» в якутском, древнетюркском, иранском, турецком, бурятском и монгольском языках имеет общее значение как «молитва», исполнявшаяся особым способом - пением.
Специфику исполнения такой песни-молитвы объясняют некоторые термины, сохранившиеся в современном якутском языке, в основе которых выступает древнетюркский корень «du’a/дуа». Это термин «дуораан», выступающий в значении - отзвук, и термин «дуорасый» - звонко, раскатисто [Пекарский, 1958, т. 1, стб. 392-393; ЯРС, 1972, с. 120]. Во время обряда якутский шаман исполнял песню следующим образом: он пел его, а его помощники повторяли за ним каждое слово, так, чтобы получился эффект особого отзвука - эха (ой дуораанын курдук)» [Архив ЯИЦ СО РАИ, фонд A.A. Саввина, ф. 5, оп. 3, сд. хр. 485, л. 25-28].
Этим термином сарты Восточного Туркестана обозначали гадателя -«дуа’хон». Нго ритуальным атрибутом служил светильник, и он только
14