Ви є тут

Влияние внутренних пространств древнерусского храма на композиционно-ритмическую и колористическую организацию росписей : На примере псковских и новгородских храмов XII века

Автор: 
Кузнецов Николай Григорьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276725
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение. Характеристика диссертации
и история вопроса.................................2
Глава 1. Православный храм как воплощение богословского учения
1. 1. Воплощение богословской теории образа
в пространственной композиции.....................37
1. 2. Религиозная семантика фресковых образов..........54
1. 3. Символическое триединство пространства храма.....62
Глава 2. Ипостаси храмовой гармонии
2. 1. Математические закономерности построения
архитектурных форм в древнерусском
зодчестве XII века................................77
2. 2. Композиционно-масштабные связи архитектуры
и росписей........................................94
Глава 3. Колорит фресковой декорации и его
соответствие ритмической организации росписей
3. 1. Иерархия цвето-символов..........................132
3. 2. Пропорциональные соотношения фигур и
ритмические связи фресковой декорации.............142
3.3. Моделировка фигур и трактовка света во
фресковых ансамблях ...............................147
Заключение.................................................154
Список использованной литературы............................161
Приложение. Альбом иллюстраций.............................. 176
Введение
Характеристика диссертации и история вопроса.
Идея храмового синтеза пронизывает культуры всех земных цивилизаций, имеем ли мы дело с вавилонским зиккуратом, греческим периптером, китайской пагодой, мечетью, синагогой, костелом или кирхой.
И в русской культуре сложилась традиция соборности всех искусств в практике храмового творчества, идет ли речь о здании церкви, ее убранстве фресками, мозаикой, иконами или всевозможной культовой утварью.
Богатство и разнообразие художественных памятников, освященных историей и православием, необходимо беречь, ценить и изучать. Сохранение памяти - важное дело. Реставрация разрушенного или разрушающегося не может подпитываться только патриотическим энтузиазмом. Возвращение национальных культурных богатств нашей Родины немыслимо без глубокого и комплексного изучения прошлого, без старательного очищения зерен от плевел, без попытки реконструировать подлинную духовную сторону жизни наших предков.
Актуальность исследования
В начале XXI века перед Россией остро стоит проблема духовного возрождения страны и общества, в котором одну из основных ролей может играть Русская православная церковь. От того, насколько она будет близка к народу и верна лучшим традициям, во многом будет зависеть восстановление тех культурных и духовных ценностей, которыми была богата русская
этому времени, к сожалению, роспись как целое перестала существовать, и поэтому велось углубленное исследование ее фрагментов.
Большой вклад в изучение иконографии росписи внес
Н.Ф.Мурьянов 39. В 1966 г. в своей статье он поставил вопрос о принципиальных основах анализа системы росписи спасо-нередицкой церкви и высказал мнение о необходимости привлечения литургических источников при анализе иконографии ее фресок.
Н.Ф.Мурьянов предложил связать само возведение церкви со смертью двух малолетних детей новгородского князя Ярослава Владимировича - Изяслава и Ростислава. Именно это обстоятельство, по его мнению, явилось причиной появления необычной алтарной процессии, которая ранее рассматривалась как реминисценция романского искусства (В.К.Мясоедов).
Только комплексный подход к анализируемому материалу, состоящий в привлечении текстов Священного Писания, толкований Отцов церкви, литургических и исторических источников, иконографического материала, позволило оценить неповторимое своеобразие памятника.
Параллельно созванной в Новгороде экспедиции по изучению нередицких фресок, в начале 1920-х гг. К.К.Романов и Г.И.Котов, бывшие активные члены Императорской Археологической комиссии, вновь работают в Старой Ладоге 40. Из-за финансовых ограничений намеченная программа была выполнена не полностью, однако в отчетах о деятельности экспедиции можно прочесть о том, что «...даже частичная реставрация церкви - восстановление
Мурья нов Н. Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII веке. Указ. Соч.
40 Благодаря этим исследованиям увидели свет работы Васильева Б. Г. Фрески церкви Климента 1153 года в Старой Ладоге. (Опыт исследования разрушенных стенописей). Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. Искусствоведения. СПб. 1994.; Лазарев В. Н. Фрески Старой Ладоги. М., 1960.
позакомарного покрытия и выявление первоначального объема вызвало положительные отзывы» 41.
Исследователь и архитектор монументальной живописи
Н.П.Сычев в своем персональном отчете о реставрации церкви свидетельствовал, что ее «...архитектурный вид совершенно изменился. Она приобрела стройный и красивый вид, страдающий в настоящее время лишь от нового перекрытия фальшивой черепицей (железной) главы и, главным образом, от западного притвора и колокольни... На меня же эти работы произвели весьма хорошее впечатление, даже и в незаконченном виде» 42.
Разрушения Великой Отечественной войны обошли Старую Ладогу, и реставрационные работы были продолжены в 1952 г.
Последняя реставрация, начавшаяся в 1982 г., задействовала специалистов всех реставрационных направлений: историков,
археологов, архитекторов, химиков-технологов, инженеров.
Одной из наиболее ценных находок на сводах стала обнаруженная в разжелобке между закомарами южного фасада специальная ниша, предназначенная для размещения в ней водотечника. Следы деревянных лотков - водотечников на домонгольских памятниках Новгородской школы - явление крайне редкое. Можно упомянуть лишь отпечаток в растворе от деревянного водоема на церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря и остатки углового желоба в Мирожском соборе в Пскове. Обнаруженные в тимпанах наружных стен «центрики» (следы от колышков с бечевой для разметки кривых форм) позволили откорректировать фигуры закомар и завершающих их карнизов. Ранее такие же следы Г.М.Штендер находил на новгородских церквях XII века. Он разработал методику,
41 Материалы по реставрации церкви Георгия. 1927. Архив Российской академии материальной культуры (РАИМК). Ф. 2., оп. 1., № 91., л. 29 (об).
42 Там же.