Ви є тут

Сценические композиции М.Ф. Гнесина: от музыки слова - к музыкальной интонации

Автор: 
Архипова Маргарита Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277501
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Гнесин М.Ф. Фотография [1945] // РГАЛИ. Ф.2954, on. 1, ед. хр. 1096, л.18.
0
Содержание
Введение..............................................................3
I часть. Теоретическая концепция М.Ф.Гнесина в контексте эпохи Серебряного века......................................................9
1 глава. Идея «великого синтеза» в философской концепции М.Ф.Гнесина....................................................9
2 глава. Об общем соотношении музыкального и речевого
в теоретической концепции М.Ф.Гнесина............................28
3 глава. «Музыкальное чтение» М.Ф. Гнесина в практике театральных занятий студии В.Э.Мейерхольда................................76
II часть. Сценические композиции М.Ф.Гнесина на античные тексты: взаимодействие слова и музыки........................................93
1 глава. Музыка к сценам из трагедии "Антигона" Софокла.(1909-1915) ор.13.........................................................93
2 глава. Музыка к трагедии "Эдип - царь" Софокла.(1917) ор.19...121
3 глава. Музыка к трагедии "Финикиянки" Еврипида.
(1912-1916) ор.17...............................................165
Заключение..........................................................180
Литература......................................................... 184
Примечания..........................................................206
2
Слово человеческой речи Гнесин ассоциирует с живым существом, а звуки - с важнейшими его компонентами. Твердые согласные, с точки зрения автора, составляют «костный остов слова, мягкие - его реальное тело, а гласные - астральное тело» (30, л. 11).
Изучая фонетические особенности согласных, Гнесин разделяет их на гортанные (г, к, *...), произносимые без участия языка и связанные с придыханием; губные (б, п, в, ф, м...\ язычные (д, т, з, с, ц, ч, щ, ж, л, и, /?...), требующие большого напряжения органов речи. «Сначала, - пишет автор, -появились те звуки, которые изображают черты, присущие предмету или существу - статичному началу, а уж потом - те, которые связаны с динамикой» (там же, л. б). Он считает, что динамические представления могут изображаться лишь звуками язычными, требующими работы всех органов речи (30, л. 16).
Интересны характеристики, которые Гнесин дает в своем исследовании буквально каждому звуку. Так, например, он пишет: «V' - звук, передающий свободное, плавное движение, "р" - прерывистое движение, угрозу, "н" -внутренний напор, напряжение...» (там же,л. 17).
В языке человека, с точки зрения автора, находят отражение дифференцированные рефлексы организма на явления мира. «Рефлексы, -пишет Гнесин, - возможны в живой и мертвой природе. В мертвой природе они действуют по законам панмеханики (физики, химии и т.д.), в связи с чем хочется упомянуть о действии цветового луча» (30 же, л. 7). В живой природе все усложняется. Так, например, встречаются рефлексы, «основанные на законе самосохранения, действуют инстинкты и сознание, силы интеллектуального и волевого движения». «Рефлексы - отражение действительности в другой, подсознательной плоскости. В них мы видим одно из проявлений закона зеркального сознания» (там же).
В формировании речи рефлексы, по мнению Михаила Фабиановича, сыграли не последнюю роль, так как «в каждом чувстве есть неполнота,
которая восполняется нашим сознанием, посредством опыта: зрения - когда нужно представить себе форму всего тела при условии, что видна только его часть; осязания - когда касаясь предмета, например, в полной темноте, мы можем делать о нем суждения; обоняния; слуха и т.д.» (там же).
Устройство органов речи у человека является «точной символизацией обонятельно-вкусовых и других рефлексов организма. Быть может, - пишет Гнесин, - сначала все пробовалось на язык» (там же, л.8). Реакция языка на различные раздражители стала своеобразной основой для формирования звуков и разнообразных фонетических звукосочетаний. Так, например, щелочь вызывает щелканье языка, горечь - сочетания гр, бр, соленое - отскакивание языка и т. д.
Но первотолчком для формирования человеческой речи Гнесин считает все же личные переживания. «Явления таковы, какими мы их видим», -заключает автор (там же). Поэтому восприятие отдельных предметов, явлений, человеческих эмоций идентичны у всех людей и находят идентичные же запечатления в языке и искусстве всех времен и народов. Именно в этом Гнесин усматривает основную причину общих закономерностей в построении родственных слов в языках разных народов. Гнесин также подчеркивает, что корень слова - это лишь внешнее отражение того глубинного смысла, который проявляется через фонетические особенности звукосочетаний. Так, например, р после cm либо обозначает движение, твердость, остроту, либо (психологическое) - страх, волнение, трепет. Отсюда целый ряд слов такого значения в русском языке: страх, строг, страсть, стрела (острое), стрилс, Стрибог, стричь и т.д., в английском языке: strict - строгий, stroke - удар, strong - сильный, крепкий, struggle - борьба, straight - прямой, stress - нажим, давление и т.д., в немецком языке: stärke — сила, крепость, stark - сильный, крепкий, straht - луч, струя и т.д.1
1 Инересно отметить, что в словотворческих тетрадях Хлебникова 1907-1908 годов уже прослеживается сопоставление звуков речи и смыслов. В следующей по времени сохранившейся тетради (РГАЛИ. Ф.527,оп.1, ед.хр.63 примерная датировка - конец 1908 -1909 годы) наряду с этим содержатся прямые описания смыслов звуков и звукосочетаний.
Например: