Ви є тут

Инструментарий новой музыки камерных жанров второй половины XX века : на примере творчества зарубежных композиторов 1960-1980 гг.

Автор: 
Радвилович Александр Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278292
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА I. От большого оркестра к камерному составу. В поисках новых
инструментов.....................................................22
ГЛАВА II. О новых возможностях инструментов......................56
§1. Деревянные духовые инструменты...........................57
§2. Медные духовые инструменты...............................76
§3. Ударные инструменты......................................79
§4. Струнно-смычковые инструменты............................88
§5. Внегрупповые и неоркестровые инструменты.................89
§6. Фортепиано..............................................102
§7. Расширенная трактовка функции исполнителей..............111
ГЛАВА III. Индивидуальное преломление новых тенденций инструментального мышления...........................................113
§1. Музыка для инструментов соло:
Interieur IX. Лахенмана.................................114
Kottos Я. Ксенакиса.....................................122
Этюды для фортепиано Д. Лигети (Первая тетрадь).........124
§2. О двух струнных квартетах:
Gran torso X. Лахенмана.................................130
«Черные ангелы» Дж. Крама...............................134
§3. Трактовка инструментов в вокально-инструментальных
ансамблях...................................................139
Etudes transcendantales Б. Фсрисхоу.....................141
«Послания покойной Р. В. Трусовой» Д. Куртага...........148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................159
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................166
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................177
3
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена частной, но очень важной проблеме современного музыкального искусства. Ее тема сформулирована как «Инструментарий новой музыки камерных жанров второй половины XX века».
Актуальность этой тематики обусловлена тем, что на протяжении долгих десятилетий проблемам инструментального анализа не уделялось должного внимания. В то же время сам инструментарий стремительно развивался в течение всего XX века. Об этом свидетельствует огромное количество произведений, созданных с привлечением неизвестных до рубежа Х1Х-ХХ вв. инструментов - вновь созданных и пришедших из фольклора разных народов. Процесс расширения инструментария и разнообразия трактовок, как давно вошедших в профессиональную практику, так и новых, с особой интенсивностью проявляется в творчестве зарубежных композиторов во второй половине XX века. Выбранный для исследования период 1960-1980 гг. характеризуется созданием зрелых произведений композиторов послевоенного поколения, в которых в полной мере проявляются новаторские черты новой композиторской техники с применением расширенного инструментария. Тема исследования актуальна и потому, что в дальнейшем новые принципы композиции с применением расширенной трактовки инструментария ярко заявляют о себе и в творчестве отечественных композиторов. Знание описанных в исследовании закономерностей и тенденций представляется необходимым при научном анализе современной инструментальной музыки.
Целями и задачами дайной работы является стремление рассмотреть основные тенденции исторического процесса расширения инструментария, ввести в обиход новую научную терминологию, подчеркнуть важность и необходимость аспекта инструментального анализа в общем контексте анализа музыкального произведения.
Методы исследования включают в себя несколько важных моментов.
21
ных в плане использования характерного или расширенного инструментария произведениях зарубежных композиторов 1960 - 1980х гг. посвящена Третья глава. Она в свою очередь делится на три раздела. В первом анализируются произведения для солирующих инструментов, во втором - дан сравнительный анализ струнных квартетов X. Лахенмана и Дж. Крама, появившихся в начале 1970 гг., в третьем - на примере анализа несколько произведений для голоса в сопровождении камерных ансамблей, каждый раз разных по своему составу, прослеживается трактовка инструментов в сочетании «голос - инструмент». В Заключении подводятся итоги настоящего исследования. Диссертацию завершает список использованной литературы на русском и иностранных языках и Приложение, состоящее из нотных примеров, табулатур мультифонных созвучий и примеров современной нотной графики.
22
ГЛАВА I От большого оркестра к камерному составу.
В поисках новых инструментов
Музыкальный XX век стал веком не стилистических школ, а индивидуальных композиторских стилей. Словно устав от глобальных идей романтизма, больших тем, форм, жанров и больших оркестров, сочинители уходят в лабораторный мир камерной музыки. Наметившаяся к концу XIX века тенденция размывания классической мелодии, гармонии, ритма и формы победила в следующем столетии. Пожалуй, лишь музыкальные инструменты и, следовательно, в целом оркестр, не претерпели существенных изменений вплоть до XX века. Именно эта сфера и стала основным ареалом экспериментов в новой музыке. С одной стороны, композиторы взяли на себя функцию «размывания» оркестра, по аналогии с уже свершившимся размыванием мелодики, гармонии, формы. С другой стороны, в поисках цементирующего, «тематического» элемента произведения они избрали музыкальные (и не только) инструменты, опыты с которыми были призваны найти новые способы формообразования. Индивидуализация тембров и нестандартная их трактовка диктовали, в свою очередь, камерные формы как более адаптированные к инновациям.
Эта тенденция была намечена еще в оркестровом творчестве композиторов рубежа XIX - XX вв., где отмечается все большая дифференциация тембров и самостоятельное использование инструментов вне оркестровых групп. Открытый Г. Малером в Четвертой симфонии принцип камерного использования средств симфонического оркестра оказался плодотворен. Он прослеживается в оркестровом творчестве Р. Штрауса, И. Стравинского, «но-