Ви є тут

Хороводно-игровая традиция старообрядцев Забайкалья рубежа XIX-XX веков : опыт морфологического исследования

Автор: 
Фурман Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293883
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 4
Глава 1. Хороводно-игровая традиция: методология ее исследования... 19
§ 1. К истории изучения хороводов.......................... 20
§2. Понятие «хоровод» и его составляющие................... 23
9
§3. Кинетика хороводной традиции и основные подходы к её исследованию..............;.................................. 25
§4. О методике морфологического описания/ изучения хороводов: основные установки, термины и понятия, процедуры и способы
описания..................................................... 39
§5. Уровни функционирования кинетической системы хороводноигровой традиции и ее единицы........................... 47
Глава 2. Круговые хороводы семейских Забайкалья.................... 57
§1. Культурно-исторические аспекты изучения танцевальной
культуры семейских Забайкалья................................ 57
§2. Круговые хороводы: опыт реконструкции.................... 60
§3. Систематизация элементов круговых хороводов: актанты, ло-
кус, группы актем............................................ 94
Глава 3. Пляски ряженых в хороводно-игровой традиции семейских Забайкалья............................................................ 105
§ 1. Святочные ряжения....................................... 108
§2. Ряжение на свадьбе........................................ 115
§3. Ряжение на Масленицу...................................... 122
§4. Обход дворов на Пасху..................................... 125
§5. Обход дворов с элементами ряжения на Троицу............... 129
§6. Систематизация форм ряжения/ перевоплощения в плясках ряженых................................................ 140
§7. Классификация плясок ряженых............................. 160
Глава 4. Хороводные шествия семейских Забайкалья................... 165
§ 1. «Тыночные» — цепочные хороводы......................... 168
§2. Хороводы цепочно-орнаментального типа.................... 180
§3. Хороводы цепочно-парноколонного типа..................... 191
§4. Хороводы цепочно-шеренгового типа........................ 197
§5. Крестные шествия......................................... 205
§6. Систематизация обрядовых и пространственных форм хороводных шествий семейских Забайкалья: формы локализации ритуально-игрового пространства хороводов...................... 213
§7. Классификация форм дорожных плясок и хороводов........... 220
Заключение......................................................... 223
Список литературы и источников..................................... 230
Информаторы полевых исследований................................... 242
Условные обозначения............................................... 247
Приложения................;........................................ 248
27
отличается один вид действий от другого.
Виды «действий». По мнению Е.М. Рогачевской, несмотря на то, что все компоненты в хороводах органически слиты, в целях классификационного анализа допустимо выделить ведущий компонент их структуры. Таким общим компонентом, считает автор, является игровое или танцевальное действие46. Под термином «действие» автор понимает «образное, зримое воспроизведение музыкально-поэтического содержания песни в разьирывании или танце»47. B.II. Всеволодский-Гернгросс также считает, что воспроизведение действия - это не что иное, как подражание, которое свойственно двум видам действия - игровым и плясовым48. К основным элементам хороводов Н.М. Бачинская относит «хореографический -движение участников хоровода - и драматический - разыгрывание сюжета исполняемых песен. Из сочетания этих элементов создаются разнообразные виды хороводов».49 То есть Бачинская также основой для выявления видов хороводов считает именно хореографические движения и разыгрывания, т.е. действия.
«Танцевальное действие» («хореографическое действие») часто сводится к «проходке», «припляске», но в таких случаях вес «игрового действия» значительно возрастает50. Существенным признаком для разграничения «игровых действий» и «танцевальных действий», - правильно подметил A.A. Соколов-Каминский, - является различие в отношении к ритму, а не в характере действий. Часто, пытаясь подчеркнуть игровой характер хороводов, авторы используют термины «драматическое действие» или «драматическая образность», «драматур-гия игрового действия» и т.п. Термин «драматический» (от греч. dramatis - действие). Понятие «драматическое действие» так же, как «драматическая и фа», употребляется в значении более развитой формы актерской ифы, ориентирован-
46 Рогачевская Е.М. Указ.соч. - С. 125.
47 Там же.-С. 120.
48 Всеволодский-Гренфосс В.М. Крестьянский танец // Народный танец. Проблемы изучения: сб.
* науч. тр. - Спб., 1991.-С. 150.
49 Бачинская Н.М. Указ.соч. -С.69.
50 Старовойтов А. Жанровая специфика проходочных песен // Учен.зап. Псрм. гос. лед. ин-та. -1971.-Т.90.-С. 139.
;
I
I
28
ной на зрелищную выразительность (мимика, жесты, движения). 11од «драматургией игрового действия» зачастую понимается также «соотношение действия и формы исполнения игры»51. Выделение «драматических действий» предпринимается часто для того, чтобы показать, что хоровод обретает свойства театральности, что он разыгрывается действующими лицами и развертывается в форме диалога («Мак», «Коршун», «Костромушка» и др.). По всей вероятности, термины «драматические действия», «игровые действия», «сюжетные действия», «иллюезративные действия», «подражательные действия», «разыгрывания», «актерская игра», «диалог действующих лиц», «танцевальные действия», «плясовые действия», «мимика» и др. используются для определения качественно-эстетических, зрелищно-выразительных аспекгов действий- хороводов. Па наш взгляд, за всеми этими терминами стоит движенческий аспект хороводов. Любое действие предполагает движение, перемещение в пространстве- посредством основной движенческой единицы, хороводов - «шага», «ходьбы». Такие элементы, как «стоять», «лежать», «сидеть», являются ключевыми в движенческом инвентаре хороводов. Воспроизведение текста песни при помощи различных перемещений, шагов, жестов, ритмически организованных и неорганизованных действий и движений (выбор пары, поклоны, погоня, потасовка, поцелуи, сужение - расширение круга, прохождение через «воротца» и др.), имеют исключительно движенческую (кинетическую) основу. Эти действия и движения образуют кинетическое пространство хороводов и являются их кинетическими элементами. Подражательные, игровые действия, выделяемые авторами по признакам перевоплощения, «разыгрывания», подражания, имитирования, изображения состояний, также не являются исключением. Потому что махать руками-«крыльями», ходить гусем, прыгать.зайцем, бодаться, изображать спящего, больного, умершего - эти элементы в хороводе реализуются только через движения/ действия. Диалоги и пение в хороводах можно также рассматривать через их кинетические характери-
51 Рогачсвская Е.М. Указ.соч. -С. 130.