Ви є тут

Творчество С. Прокофьева: анализ метафизической составляющей

Автор: 
Сафонова Татьяна Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296262
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава первая
ТВОРЧЕСТВО С.ПРОКОФЬЕВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИСКУССТВА XX ВЕКА: ОПТИМИЗМ И СВЕТЛОЕ НАЧАЛО 14
1.1. Особенности мироощущения С.Прокофьева 14
1.2. Творчество С.Прокофьева как выражение
мироощущения композитора 38
Глава вторая
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ С.ПРОКОФЬЕВА 90
2.1. Феноменология музыки С.Прокофьева 90
2.2. Духовная составляющая музыки С.Прокофьева
в контексте русской религиозной традиции 124
Заключение 159
Библиография 164
Приложение, Нотные примеры 181
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Личность крупного художника всегда привлекает внимание своей уникальностью, загадочностью и неисчерпаемостью. Именно такова фигура выдающегося русского композитора XX века Сергея Сергеевича Прокофьева. Исследователи снова и снова предпринимают попытки постигнуть многомерность смыслов, заложенных в его произведениях, образуя всё новые «герменевтические круги», приближающие нас к более глубокому и адекватному пониманию творческого гения Прокофьева, к переосмыслению его места и роли в мировом художественном процессе. Необходимость такого переосмысления отчётливо обнаружилась в искусствоведческой литературе последних десятилетий. Это связано, в первую очередь, с пересмотром сложившихся в советский период интерпретаций направленности и смысла произведений композитора, с возможностью отхода от однозначных социальноидеологических трактовок его творчества. Новому прочтению личности художника в значительной степени способствует публикация его дневниковых записей, которые проливают свет на мироощущение композитора и вносят коррективы в те аспекты его творчества, которые казались уже достаточно изученными. Многочисленными исследователями творчества Прокофьева подчёркивается значение эволюции художественного стиля Прокофьева как процесса, отражающего изменение и развитие его мировоззренческих установок. Однако основания этого развития в настоящее время в значительной степени переосмысливаются: если ранее подчёркивалось значение социально-политической обусловленности творческой эволюции композитора, то в настоящее время на первый план выходят более глубинные его источники, связанные с духовными исканиями художника.
В связи с этим особый интерес представляет одна из самых характерных и вместе с тем специфических черт музыки Прокофьева - пронизывающее его произведения «светлое начало», свидетельствующее о неиссякающем оптимиз-
3
художника - орудие и средство, как молоток в руках каменщика, но единственно реальное - это само произведение» [92, 177]. Проявляя солидарность в целом с позицией автора, нельзя согласиться с его мыслью о мироощущении художника как о средстве или «орудии». Скорее, творческий продукт является выражением внутреннего мира его создателя. В своей работе «Мироощущение Николая Заболоцкого» С.Кекова рассматривает эти явления с точки зрения их соотношения друг с другом. По её мнению, «мироощущение, безусловно, порождает художественный мир (хотя оно является не единственной «порождающей инстанцией»). Мироощущение есть «natura naturans» (природа порождающая — Т.С.), а художественный мир — «natura naturata» (природа порожденная — Т.С.)... В творчестве того или иного поэта нам даны, так сказать, «одновременно» и причина, и результат - и мироощущение, и сам мир» [63,12].
Соотношение мироощущения и творчества художника характеризуется взаимозависимостью и взаимообратимостыо. Через анализ творчества автора мы пытаемся познать его мироощущение, приоткрывая глубинные тайники его души. Раскрывая внутренний мир художника, мы, тем самым, выходим на новый уровень постижения его творчества. Этот уровень отличается большей глубиной восприятия произведения и позволяет максимально приблизиться к замыслу его создателя.
Для того чтобы проникнуть в мироощущение художника, следует исследовать его творчество. В нем обнаруживается наличие неких доминантных образов, мотивов, которые повторяются в различных произведениях автора, сохраняют некое инвариантное содержание и сквозной нитью проходят через них. Повторяемость этих мотивов свидетельствует об их особой важности для самого автора, близости его личностным воззрениям. Они являются «каналами», которые связывают творчество с мироощущением художника. По словам С.Кековой, «анализ мироощущения того или иного художника, как правило, связан с выявлением неких сквозных мотивов, организующих структуру творчества» [63, 5]. В этом смысле ценность для исследователей представляют даже
18
отдельные штрихи, элементы, детали. Справедливо утверждение Г.Флоровского о том, что «в каждом отдельном суждении и мнении раскрывается весь человек, его общее мировоззрение, его своеобразное видение мира» [173, 265]. Поэтому для проникновения в тайны мироощущения художника используется метод идеально-теоретической реконструкции целого по частям. Особенно этот метод важен для искусства XX века, в котором понимание произведений затруднено вследствие большой семантической насыщенности их содержания.
Каким образом происходит восхождение, переход от понимания отдельного произведения, текста к постижению мироощущения автора? Философ Я.Друскин в своей работе, посвящённой творчеству А.Введенского [46], пишет о четырех стадиях понимания текста, которые последовательно реализуют этот переход. Первая стадия связана с пониманием текста как автономного мира. Вторая - предполагает расширение контекста в направлении рассмотрения различных периодов творчества или всего творчества в целом. На третьем этапе автор предлагает «включить творчество поэта в тот круг идей и смыслов, которые были характерны для его ближайшего окружения» [46, 172-173]. И, наконец, последняя стадия понимания связана с «проникновением в самый “интимный” слой стихотворения; в веру поэта. Вера - это тайна каждого человека, и как тайну ее можно открыть только скрывая и скрыть открывая» [46, 173]. Таким образом, понимание произведения в свете выхода на мироощущение автора может быть поверхностным или глубинным в зависимости от того, в какой вид контекста его «погружают».
Возникновение тех или иных элементов произведения, как и самого произведения, может быть обусловлено различными причинами. С.Кекова выделяет разные типы мотивации внешне не мотивированных элементов текста: биографическую, социальную, культурологическую, интертекстуальную и др. «Мотивация текста мироощущением - подчёркивает исследователь, - особый
19