СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения художественных промыслов как фенохмена русского народного искусства -------------------------- 13
1.1 Содержание понятий: народное искусство, традиция, художественный образ, преемственность-----------------------------------------13
1.2 Народное и самодеятельное творчество-----------------------23
1.3 Промысел как особая форма организации коллективного народного творчества--------------------------------------------------------30
1.4 Многообразие художественных форм, материалов и технологий -
источник воплощения и развития традиций ....................... 47
ГЛАВА II. Синкретнчность как основная особенность художественных промыслов Алтая, определившая своеобразие стилистики произведений алтайских мастеров------------------------------------------------70
2.1 Национальный компонент как важнейшая составляющая проявления особенностей художествеIтого промысла............................ 70
2.2 Своеобразие мотивов, тем и сюжетов произведений художественных промыслов Алтая---------------------------------------------------88
2.3 Влияние формирования художественного рынка и развития культурного
туризма на художественные промыслы-----------------------------106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ---------------------------------122
ИЛЛЮСТРАЦИИ----------------------------------------------------137
ПРИЛОЖЕНИЯ-----------------------------------------------------217
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Художественные промыслы Алтая своеобразная составляющая часть истории декоративно — прикладного искусства России. Широкая востребованность изделий народных художественных промыслов обусловлена их утилитарными, декоративными и эстетическими свойствами. Народные промыслы — одна из форм художественного творчества. В развивающемся сибирском художественном рынке и культурном туризме изделиям художественных промыслов принадлежит одно из ведущих мест. В современных условиях рыночной экономики развитие народного декоративно — прикладною искусства представляет собой сложный и противоречивый процесс. Народные художественные промыслы в условиях демократизации испытывают творческий подъём, возрождаются традиции забытых технологий. В то же время, традиционному народному искусству под влиянием развития «массовой культуры» грозит процесс «суверенизации», то есть, утрата произведениями народных мастеров изначальных традиционных художественных свойств и признаков. Возникает необходимость во всестороннем анализе тенденций, направлений, новаций, которые прослеживаются в современной художественной культуре Алтая. Необходимо выяснить связи между традициями и современными тенденциями в народном творчестве. Эго обуславливает актуальность исследования.
Важность изучения традиционного народного искусства как значимого целостного явления в системе российской национальной культуры продиктована также Законом о культуре (от 23. 06. 1999 г.) [Прилож.5] и Федеральным законом «О народных художественных промыслах» (от 6.01. 1998 г.) [Прилож.4], в которых гарантируется государственная поддержка возрождению и развитию традиционного народного искусства. Перспективные задачи возрождения традиционных культур русского и других народов России отражены в ряде федеральных и региональных
3
В этот период появилась потребность в специальных организациях; возникли дома народного творчества, студии самодеятельного искусства, кружки при дворцах культуры и т. п. Нередко самодеятельные студии становились подготовительной ступенью для приобщения к академическому профессиональному искусству, для последующего поступления в художественные учебные заведения. Появились общественные организации, которые занимались обучением самоучек, рассмотрением и критической оценкой их работ, а также организацией выставок их произведений!. Выделяются наиболее значимые институции такого рода: художественная студия при Институте народов Севера, изомастерские рабочей молодёжи, всесоюзное Объединение художников -самоучек, Всесоюзный дом народного творчества им. Н. К. Крупской. Многие таланты - самородки, освоившие некоторые художественные навыки, становились художниками - профессионалами.
Таким образом, самодеятельность советского периода имела большое значение в организации отдыха и культурного досуга населения, в повышении творческого потенциала личности. А также была организуемой, управляемой, регламентируемой со стороны государственных структур и подчинённой системе социального заказа. [58]
Сущность самодеятельно искусства нашла отражение в исследованиях многих учёных. А. В. Бакушинский рассматривал самодеятельное искусство как новый этап развития народного творчества и отмечал тягу народных масс к реалистически - изобразительному искусству, которое проявилось в рамках прикладного искусства. Г. К. Вагнер разграничил понятия «неучёное искусство» и «самодеятельное искусство». По его мнению, народное искусство — это основа творчества, которое «несомненно развивается, но развивается как дерево, которое не только сохраняет свой ствол, но наращивает его все новыми и новыми кольцами. Эта стволовая часть, дающая жизнь ветвям дерева, и может быть сопоставлена с традиционным народным искусством. Из области
народного искусства вырастают (как ветви от ствола) самые различные художественные явления. Вырастает художественная самодеятельность, выделяются так называемые художественные промыслы, могут, наконец, выделиться художники-профессионалы. Не окажись вдруг этого ствола, как все отходящие от него ветви повиснут в воздухе». [69. с.58] Он поясняет, что самодеятельное творчество имеет как бы дочерний характер по отношению к традиционному народному искусству так, как не только нередко использует традиционные сюжеты и художественные приёмы, но и пронизано той целостностью, которая объединяет строй образов. Целостность в произведениях самодеятельного творчества отнюдь не уравнивает их с произведениями традиционного народного искусства, но и не уступает ему по своей силе, а в ряде моментов даже превосходит его. Но всё - таки самодеятельное творчество не может полноценно существовать без своей природы - традиционного народного искусства. По своему положению в общей системе и по своим частным функциям оба эти вида народного творчества всё - таки различаются. «Традиционное народное искусство по своей сущности занимает базовое положение и функция его этническая. Самодеятельное творчество в более традиционной своей части тоже участвует в образовании основ национального искусства, но функция его не столько этническая, сколько культурная вообще. Традиционное народное искусство — это само бытие. Самодеятельное творчество уже выступает как некое отражение бытия». [69. с.60]
Самодеятельность, базируясь на основе народного творчества, всё -же свободна от канонов и традиций, предаваемых их поколения в поколение и определяющих внутренний распорядок и образный строй всех видов народного искусства. И это приводит к неожиданным результатам в творчестве: с одной стороны, в произведениях самодеятельных мастеров естественно и полно может проявиться творческая непосредственность, непредвзятость, чистота открытого взгляда на мир, очарование примитива. С другой стороны - очевидная профессиональная беспомощность,
26
- Київ+380960830922