Ви є тут

Малое предпринимательство в модернизирующемся регионе : социокультурный анализ

Автор: 
Безрук Галина Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300237
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................3
Глава I. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
§1.1. Экспликация понятия «предпринимательство»....................20
§1.2. Предпринимательство в отечественной социологической науке:
полипарадигмальность и междисциплинарность.........................43
§1.3. Становление слоя предпринимателей в общественной структуре
России: историко-социологический анализ............................64
ГЛАВА II. Особенности предпринимательской деятельности в Республике Адыгея
§2.1. Социокультурный портрет предпринимателя......................81
§2.2. Ценностно-мировоззренческие установки и образ жизни
предпринимателей..................................................101
§2.3. Адаптационные процессы в предпринимательской среде..........119
Заключение...................................................... 138
Библиографический список использованной литературы................144
Приложение.......................................................158
16
- установлено взаимовлияние социокультурных составляющих предпринимательской деятельности и адаптационных процессов предпринимателей.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Предпринимательство - официально зарегистрированная, самостоятельная социально-экономическая деятельность индивидов, связанная с методами ведения хозяйства, стереотипами особого мышления и поведения людей, образом жизни субъекта предпринимательских отношений, призванием, способами социальных преобразований и системой нравственно-этических ценностей. «Малое предпринимательство» рассматривается нами в социологическом ракурсе как вид социального действия индивидов, элемент дифференцированного слоя предпринимателей, выделяемый в соответствии с организационной формой предприятия.
2. Анализ методологических подходов, существующих в отечественной парадигме, способствовал осмыслению предпринимательства как многогранного феномена, проявляющегося через множество форм и явлений, а также признанию предпринимателей носителями особых социокультурных черт, характер которых определяется концепцией политики государства в отношении бизнеса, процессами, протекающими в социально-экономической сфере.
3.Изучение предпринимательства в отечественной научной традиции имеет свою специфику, выражающуюся в существовании определенных исследовательских стереотипов 90-х гг. XX в. и современной, постнеклассической науки. Постсоветский период характеризуется началом концептуального осмысления предпринимательства на основе западных концептуальных подходов. Исследования российского периода в рамках постнеклассической социологии приобретают полипарадигмальный и междисциплинарный характер, направленный на выявление индивидуально-
17
психологических черт предпринимателей, процессов адаптации, а также социокультурный анализ деятельности бизнесменов. Новый характер исследований был обусловлен сменой методологических установок и необходимостью выявления условий трансформации общественной системы, в том числе и бизнеса, в условиях модернизации.
4.Как социальная группа предприниматели появились с развитием капиталистических отношений. На рубеже Х1Х-ХХ вв. российское предпринимательство приближалось к апогею своего развития, но этот процесс был прерван целым рядом причин. В 90 гг. предпринимательство вернулось к жизни, но на очень зыбкой почве, ему пришлось функционировать, не владея опытом предшествующих поколений, развиваться, не имея поддержки. В современной России продолжается процесс оформления предпринимателей в социальную группу, обладающую специфической культурой.
5. Социокультурный портрет предпринимателя Республики Адыгея представлен как совокупность качественных показателей о его статусном и материальном положении, образцов поведения, социальных норм, ориентирующих предпринимателей на определенные формы экономической активности. Установлено, что занимаемый адаптационный уровень обусловлен личностными характеристиками предпринимателя как главного актора социальной структуры модернизирующегося общества.
6. Объединяющим признаком предпринимателей Адыгеи является особое социокультурное поле, включающее в себя морально-этические, ценностномировоззренческие установки предпринимателей. Прослеживается определенная взаимосвязь между характером материально-экономического положения субъекта и существующими социокультурными характеристиками (от уровня материального благосостояния зависят идентифицируемые предпринимателями материальные или духовные ценности). У большей части предпринимателей доминирующими остаются традиционные ценности, а ценности либерального плана занимают второстепенное положение, что