Ви є тут

Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов

Автор: 
Бай Юй
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301615
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
Введение.............................................................3
Глава I. Погребальная пластика периода правления династии Хань (207 г. до н.э. - 220 г. н.э.)....................................................19
1.1. Особенности формирования художественной среды ханьской эпохи 19
1.2. Ханьские погребальные сооружения...................................29
1.3. Погребальная пластика династии Хань................................35
Глава II. Особенности художественного языка погребальных каменных
рельефов династии Хань....................................................48
2.1. История развития каменных рельефов.................................48
2.2. Виды китайских каменных рельефов династии Хань.....................55
2.3. Региональные особенности каменных рельефов.........................66
Глава III. Изображения хтонических божеств Фуси и Нюйва на ханьских
каменных рельефах.........................................................74
3.1. Образы хтонических божеств Фуси и Нюйва в китайской мифологии...74
3.2. Региональные отличия образов хтонических божеств Фуси и Нюйва на ханьских каменных рельефах............................................81
3.3. Изменение образов Фуси и Нюйва во второй половине династии
Хань....................................................................96
Заключение.........................................................104
Библиографический список использованной
литературы.........................................................117
Приложения.........................................................132
Глоссарий..........................................................135
Список иллюстраций.................................................140
Иллюстрации........................................................146
Введение
3
Диссертация посвящена изучению эволюции образов китайских хтоничсских божеств Фуси и Нюйва на каменных рельефах династии Хань. Время правления династии Хань традиционно делится на- два периода: Западную (Раннюю) Хань (206 г. до н.э. - 6 г. н.э.) и Восточнюю (Позднюю) Хань (25 — 220 гг. н.э.). Эта династия оставила после себя заметный след в китайской истории и считается одним из эталонов в сфере искусства, традиций и политического устройства государства. Во время правления династии Хань были заложены основы имперской государственности. Именно в этот период происходит окончательное формирование китайского этноса. В это время на китайских погребальных каменных рельефах появляются изображения хтонических богов — Фуси и Нюйва — первопредков китайской нации, первых мифических императоров.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эпоха династии Хань уже давно пользуется пристальным вниманием востоковедов и искусствоведов, занимающихся исследованием в области китайской культуры. Однако, несмотря это, необходимая академическая и познавательная литература представлена достаточно скудно.
На первый взгляд список трудов, посвященных искусству Китая довольно внушителен, по при ближайшем рассмотрении оказывается, что полнота имеющейся в распоряжении исследователя литературы обманчива, как с фактологической, так и с теоретической точки зрения.
При этом следует отметить и тематическую неоднородность представленного материала. Некоторые темы, такие как станковая живопись, фарфор, картинки «няньхуа», архитектура и так далее, получили достаточно четкое освещение. Другие же темы, как правильно заметила М.Е. Кравцова «оказываются только кратко обозначенными. Сказанное относится даже к таким основополагающим видам художественно-практической деятельности, как погребальное, культовое (даосское, буддийское) и садово-парковое искусство,
18
основные виды погребальных каменных рельефов династии Хань, основные сюжеты, а также художественные приемы, применявшиеся при их создании. Параграф 2.3 «Региональные особенности каменных рельефов» посвящен ряду специфических отличий, характерных для разных регионов Китая.
В главе III «Изображения хтоническнх божеств Фуси и Нюйва на ханьских каменных рельефах» анализируются образы Фуси и Нюйва в контексте развития китайского .мифологического сознания ханьского времени. Параграф 3.1 «Образы хтоническнх божеств Фуси и Нюйва в китайской мифологии» посвящен анализу образов Фуси и Нюйва, представленных в китайской мифологии периода правления династии Хань. Параграф 3.2 «Региональные отличия образов хтоническнх божеств Фуси и Нюйва на ханьских каменных рельефах» посвящен изучению различных художественных, стилистических и технических аспектов передачи образов хтоническнх божеств Фуси и Нюйва на ханьских каменных рельефах. Значительную часть этого параграфа занимает сравнительный анализ региональных особенностей. В параграфе 3.3 «Изменение образов Фуси и Нюйва вовторой половине династии Хань» прослеживаются иконографические изменения в трактовке образов Фуси и Нюйва.
В Заключении изложены основные выводы работы. В ханьской погребальной пластике шел интенсивный процесс синтеза различных региональных художественных традиций. На основании этого синтеза, а также с учетом чужеземного искусства в нем началась разработка способов передачи персонажей наиболее существенных для национальной духовной жизни персонологических рядов: легендарных, исторических личностей и представителей божественного мира. В образах хтоническнх божеств Фуси и Нюйва в полной мере отразились основные тенденции развития китайской культуры ханьского времени.
19
Глава I. Погребальная пластика периода правления династии
Хань (207 г. до н.э. - 220 г. н.э.)
1.1. Особенности формирования художественной среды ханьской эпохи
Бремя правления династии Хань традиционно делится на два периода: Западную (Раннюю) Хань (206 г. до н.э. - 6 г. н.э.) и Восточнюю (Позднюю) Хань (25 — 220 гг. н.э.) (Приложение I).1
Эта династия оставила после себя заметный след в китайской истории и считается одним из эталонов в сфере искусства, традиций и политического устройства государства. Во время правления династии Хань были заложены основы имперской государственности. Именно в этот период происходит окончательное формирование китайского этноса.
О значительности роли данного периода развития китайской цивилизации можно судить по факту использования названия династии во многих терминах, определяющих национальное самосознание китайской нации. Например, самоназвание китайцев звучит, как «народ Хань» (ханьжэнь), а китайский язык — как «язык Хань» (ханьюй).
Также «ханьская эпоха ознаменовалась чередой важнейших событий общекультурного характера, которые оказали воздействие на дальнейшую эволюцию национального искусства»,2 и которые достойны более подробного рассмотрения.
Одним из эпохальных событий стало провозглашение конфуцианства общегосударственной религией. Данное учение «не только окончательно вышло на передний план и стало основой образа жизни китайцев, но и оказалось фундаментом всей зрелой китайской цивилизации. С этого времени... почти полуторатысячелстЕшй период древнекитайской истории — истории
4* ’ " 4зЩ “ . " 1^#. 4 " " Ли Цзянго. Сводная история Китая. Династия Хань / Цзянго Ли. - Пекин, 2001. С.138.
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие / М.Е. Кравцова. - СПб.: Изд. «Лань», 2004. С. 210.