Введение З
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования 10
организационной культуры
1.1. Организационная культура: понятие, сущность, 10 структура
1.2. Основные подходы к исследованию 45
организационной культуры {
Глава П. Сетевая организация как объект социологического 55
исследования
2.1. Специфика развития и функционирования сетевых 55 организаций
2.2. Особенности сетевых организаций общественного 67
питания
Глава III. Особенности функционировании я основные 76
характеристики организационной культуры сетевых организаций общественного питания
3.1. Основные характеристики организационной 76
культуры сетевых организаций общественного питания
3.2. Условия и факторы функционирования 93
организационной культуры в сетевых организациях общественного питания
3.3. Выявление базовых представлений сотрудников об 105
организационной культуре
Заключение 131
Литература 134
Приложения 145
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современная сетевая организация представляет собой горизонтально расположенные предприятия, объединенные единой системой управления. Появление в России сетевых организаций типа «Макдоналдс» ознаменовало собой новый этап в развитии организаций общественного питания. Это принципиально новый тип организации, в которой формируется и функционирует свойственная ей «специфическая» организационная культура. В этой связи возникает необходимость исследования условий и факторов её формирования и развития, выявления основных характеристик этой культуры.
Создающиеся в обществе и в отдельной организации социально-экономические условия и факторы могут способствовать эффективному взаимодействию работников компании в совместной деятельности. Но одним из важных конкурентных преимуществ и наиболее мощным фактором преуспевающих предприятий является организационная культура, которая способствует объединению людей на основе ключевых ценностей и норм. Кроме того, эта культура создает атмосферу взаимного доверия, уменьшает степень неопределенности в совместной деятельности. Исследования убедительно доказывают, что на тех предприятиях, где уделяется особое внимание формированию и развитию организационной культуры, эффективность производства и их конкурентоспособность значительно выше, чем в организациях, где управление не учитывает этот фактор.
Степень научной разработанности проблемы. В подготовке идей, относящихся к понятию организационная культура участвовали западные ученые и организаторы производства М. Вебер, Ф. Герцберг, Д. Маслоу, Э. Мейо, Г Саймонд, Ф. Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль, М. Фоллет, Г. Эмерсон, а также
словаре за 1988 год эти понятия, по сути, отождествляются. Для наглядности сравним приведенные в словаре понятия.
Корпорация (от позднелатинского согрогаг1о - объединение) - совокупность лиц, объединяющихся для достижения какой-либо цели.1
Организация (от позднелатинского ог^атго сообщаю,
устраиваю) — объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.2
И в первом, и во втором определениях суть феномена заключается в «объединении людей для достижения определенных целей». В западной социологии «корпоративизм» трактуется как «форма социальной организации, при которой ключевые
экономические, политические и социальные решения принимаются корпоративными группами или совместно этими группами и государством».3 Приведенное определение в наибольшей степени соответствует современным российским госкорпорациям.
Нередко под словом корпорация понимается жестко структурированная организация с авторитарными методами
управления, которая преследует свои групповые интересы в ущерб всем иным. Деятельность корпораций связывают также с
монополизацией отдельных отраслей промышленности или производства определенных видов продукции. Понятие
корпоративизм применяется также для обозначения определенного типа общества (государства), в котором существует жесткая, иерархическая структура власти.4 Существуют и многие другие определения корпоративизма.
Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1988. С.634.
2 Там же. С.935.
3 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. 2-е изд. М., 2004. С. 214.
4 Социологическая энциклопедия. В двух томах. М. 2003. Т. 2. С. 499 - 500.
Но в многообразии представлений о корпоративизме нет никаких противоречий. Во-первых, корпоративизм как форма социальной организации проходит определенные стадии эволюционного развития, и на каждой стадии могут возникать свои специфические виды корпоративизма. Во-вторых, в современном-социетальном обществе одновременно могут существовать различные виды корпоративизма.
Под корпорацией мы понимаем внутренне интегрированную организацию, в которой общие интересы организации (корпорации) доминируют над частными (индивидуальными, групповыми) и общественными интересами.
Корпоративизм как социальный феномен имеет место во всех исторических эпохах. Например, в Средние века на корпоративных принципах. формировались многие цеховые организации ремесленников, купеческие торговые союзы, рыцарские ордена, крестьянская община, патриархальная семья и т. д. Однако современные представления о таких понятиях как «корпорация», «корпоративный дух», «корпоративная культура» начинают формироваться в XIX веке.
Современное представление о корпорации несколько расширилось. Такое понятие как «корпоративный дух», стало применяться к любой производственной организации, члены которой разделяют цели, ценности и идеалы фирмы и испытывают чувство гордости за принадлежность к ней. Корпоративный дух воспитывается путем приобщения работников к делам фирмы, соучастию в ее управлении. И совсем необязательно, чтобы этими работниками были акционеры данной компании.1
Такие понятия как корпоративный дух, корпоративное единство, слаженность, взаимность, совпадение ценностных
’Управление организацией. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 791.
17
- Київ+380960830922