Ви є тут

Художественно-выразительные средства компьютерных игр : типология и эволюция

Автор: 
Мошков Никита Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302172
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Компьютерная игра как жанр современной экранной культуры 16
1.1. Эволюция технических средств, используемых в экранных искусствах...........................................................16
1.2. Специфика компьютерных игр как нового вида экранного творчества...30 Глава 2. Элементы художественной структуры компьютерных игр..........60
2.1. Трансформация драматургии компьютерных игр......................62
2.2. Особенности организации времени в компьютерных играх............98
2.3. Совершенствование способов внутрикадрового мизансценироваиия компьютерных игр....................................................103
2.4. Взаимовлияние творческих поисков современного кинематографа и
компьютерных игр....................................................112
Глава 3. Художественный язык компьютерных игр.......................127
3.1 Внедрение в художественную структуру компьютерных игр кинематографических и телевизионных изобразительных средств.........130
3.2 Использование приемов субъективной и динамической
камеры..............................................................135
3.3. Адаптация межкадрового и внутрикадрового монтажа к специфике компьютерных игр....................................................151
3.4. Специфика светового и цветового решения, используемого в компьютерных играх..................................................164
3.5. Особенности использования в компьютерных играх анимации и
графического оформления.............................................170
3.6 Расширение возможностей аудиальных выразительных средств,
используемых в компьютерных играх...................................181
Заключение..........................................................193
Список литературы...................................................205
Игрография (Список рассматриваемых в диссертации игр)...............218
Введение
В связи с активным многомерным развитием современного общества между различными видами искусств стали складываться связи и взаимодействия, приводившие к образованию новых художественных синтетических структур.1
Благодаря техническим инновациям возникли так называемые «технологические искусства», которые, глубоко проникнув в нашу жизнь, привели к ряду коренных изменений в сфере получения, обмена и способа восприятия информации, а также стали отправной точкой в процессе расширения границ художественной культуры.
Сегодня к понятию технологических искусств следует относить всю аудиовизуальную практику: телевидение, кинематограф, виртуальную
реальность и компьютерные игры. Новые эволюционные процессы приводят к повышению роли визуального опыта в нашем сознании и к доминанте изобразительно-звукового выражения художественного образа над словесным.2 Изменяется характер, стиль общения между людьми, а также темп жизни, все большее количество информации представляется в форме изображения, а не текста, вследствие того, что аудиовизуальный образ обладает большей информационной емкостью, чем слово и более легко воспринимается. Анализируя влияние новых технологий, известный теоретик «дигитального искусства» Лев Манович отмечает, что «компьютеризированная культура постепенно “экранизирует” все репрезентации и события, и теперь они подвержены кинематографическим способам подачи информации, то есть законам подачи информации при помощи камеры. Масштабирование, ракурс, панорамирование и движение
/
1 Каган М.С. Морфология искусства. - Л.- Искусство, 1972. - С. 242.
2 Ермилова Г.И. Постмодернизм и воплощение его основных принципов в современной анимации: Дис. ...канд. филос. наук. - М., 2006. - С. 135.
21
Электронные технологии создания изображения позволили обновить анимацию. Художник в традиционной анимации имел достаточную творческую свободу в сравнении с кинематографом, поэтому интеграция компьютерных технологий в структуру анимации отразилась на изменении процесса их создания, а также изобразительного стиля.
Некоторые исследователи отмечают, что использование компьютерных технологий в экранной сфере размыло границы между кино, видеоискусством, телевидением, мультимедиа, в результате чего произошли конвергенция и взаимообогащение.1
Что касается влияния новых технологий на доминанту экранной сферы - киноискусство, исследователь Ален Рено-Ален предлагает использовать термин «цифровая гибридизация», смысл которого заключается в том, что компьютерные технологии настойчиво проникают во время и пространство кинематографа.2 М.Л. Тераконяг утверждает, что «кино превращается в разновидность живописи - живопись во времени. Теперь это уже не
г
«киноглаз» Дзиги Вертова, но «кинокисть». Манипуляции цифровым изображением либо в целом, либо покадрово превращают фильм в серию рисунков. Возможность вручную рисовать на оцифрованных снимках - это, пожалуй, самое серьезное изменение в статусе кино. Кино больше не замкнуто в фотографии, оно открыто для рисования».3 Таким образом, кинематограф, сохраняя изобразительный реализм, схожий с фотографическим, наделяется чертами анимации, так как технологии создания изображения позволяют достаточно досконально конструировать визуальный ряд. «Принципиального различия между фоном и добавочным изображением уже не существует».4
1 Потемкин C.B. Влияние эстетики видео и специфики гсленскусства на эволюцшо киноязыка: Дне.... канд. искусствоведения. - М., 2007.
2 Цит. по тексту Потемкина С.В. Влияние эстетики видео и специфики теленскусства на эволюцию киноязыка: Дне.... канд. искусствоведения. - М., 2007 - С. 15.
3 Теракопян М.Л. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. - М., 2006 - С . 12.
4 Ханаи М.Р. Анимация и современное игровое кино: К проблеме использования новейших компьютерных технологий: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. - М., 2003. — С. 16.
22
Параллельно перечисленным областям компьютер как творческий инструмент позволил переосмыслить возможности использования и трансформации музыки, шумов, речи и различных их сочетаний. Появление цифровых технологий позволило добиться небывалого технического качества звучания, а также применение различных способов многоканальной организации и воспроизведения звука. Полифония звуковой составляющей подверглась композиционному, пространственному позиционированию. В системах объемного звучания автор смог обдуманно распределить различные звуковые компоненты и характеристики, что привело к более сильному эстетическому воздействию на слушателя и большей «атмосферности» композиции.
Главное нововведение, привнесенное техникой и технологией в различные сферы художественной деятельности, - это возможность воплощения множества новых интересных и оригинальных идей, невозможных до этого. Если вначале это было исключительно фиксирование реальности и достоверная репрезентация того, что рождает воображение творца, то сегодня создатели экранных произведений получили максимально возможность передавать творческий взгляд на действительность благодаря новым технологическим возможностям.
Компьютер внес новую переменную в процесс эволюции выразительных средств, а именно программное обеспечение, которое содержит и определяет доступный инструментарий художника, а также приемы, которыми достигается необходимая образность. Важным является обстоятельство, что компьютерный инструментарий способен кардинально меняться в зависимости от совершенствования программного обеспечения. Обширное внедрение цифровых технологий повлияло на сам творческий процесс, который избавился от ограничений работы с реальными материалами, позволил облегчить и ускорить монотонные операции, что привнесло большую управляемость преобразованиями звукозрительных образов. Это, в свою очередь, повлияло на разностороннее развитие сферы