Ви є тут

Влияние христианских ценностей на массовое сознание современного российского общества

Автор: 
Анциферова Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304524
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ И МАССОВОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ .................................................................17
1.1 Массовое сознание и массовое бессознательное: подходы исследования в современной социологии...........................................17
1.2 Архетипические основания традиционных религиозных ценностей в массовом сознании/бессознательном................................49
1.3 Система христианских ценностей российского массового сознания в контексте принципов постнеклассической универсумной
социологии.......................................................74
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ - ЖИТЕЛЕЙ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.............................................. 96
2.1 Влияние христианских ценностей на ценностные ориентации
респондентов - жителей Красноярского края........................96
2.2. Социально-политические ориентации и христианские ценности в массовом сознании/бессознательном респондентов - жителей Красноярского края ...Л 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
146
ЛИТЕРАТУРА
149
ПРИЛОЖЕНИЕ
16
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения в современном российском обществе затрагивают различные сферы общественной жизни. Исследования отечественных ученых демонстрируют качественные изменения социальной структуры российского общества, его экономических и социально-политических институтов, условий материального и духовного развития.
На фоне социальной нестабильности меняются установки массового сознания российского общества. Данный процесс сопровождается деформацией значимых для общественной солидарности ценностных систем, формированием их новой иерархии путем адаптации привычных ценностей к меняющейся социальной реальности. Проблема духовной интеграции и сохранения социальнокультурной идентичности нации способствовала актуализации в общественном сознании россиян религиозных ценностей. Их возрождение определяет обращение к традиционным для российского массового сознания христианским ценностям, прежде всего православия.
В среде научной общественности не вызывает сомнения тот факт, что укрепленные в массовом сознании религиозные ценности могут оказывать значительное влияние на процессы социальных изменений, социальной дифференциации, институционализации, социальной интеграции и дезинтеграции. Так, в различные исторические периоды в России христианские ценности являлись неотъемлемым мотивационным фактором в сознании российского общества. Они составили глубинную основу менталитета и культуры россиян, сформировали негласные законы нормативного поведения и социальных отношений, способствовали становлению социальных институтов образования, семьи, управления и власти, во многом определяя ход и сценарии социально-исторических перемен в российском обществе.
Возрождение интереса широких слоев современного российского населению
к православию и христианству фиксируют отечественные социолога, политологи,
представители светских средств массовой информации. По имеющимся
3
социологии культуры, социологии личности, культурологии, религиоведению, политологии.
Апробация работы
Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях на следующих конференциях: Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Гуманитарное знание глазами нового поколения: проблемы и пути решения» в рамках Всероссийской научно-технической конференции «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2007); Краевой научной конференции молодых ученых и студентов «Психолого-педагогические и социальные науки в подготовке кадров для инновационного развития Красноярского края: современные подходы и технологии» в рамках Всероссийской научно-технической конференции «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2008).
Основные положения диссертации опубликованы в 9 работах автора общим объемом 2,3 печатного листа, в том числе в двух статьях в изданиях, включенных в перечень периодических научных изданий, рекомендуемых для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и / докторских диссертаций ВАКа по социологии.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Основное содержание изложено на 148 страницах машинописного текста, включает 2 диаграммы и 13 таблиц. Список литературы содержит 215 наименование.
16
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ И МАССОВОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
1.1 Массовое сознание и массовое бессознательное: подходы исследования в современной социологии
В современной науке сложились различные теоретические подходы к анализу массового сознания. Исследование данного феномена характерно для социальной философии, психологии и современной социологии. При этом отмечается концептуальная сложность и неоднозначность термина «массовое сознание» как в различных научных дисциплинах, так и современном социологическом познании.
В широком контексте под массовым сознанием понимается особый тип общественного сознания, связанный с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны общественной жизни [82]. Согласно данному определению, массовое сознание представляет качественное состояние общественного сознания, основанное на типичных для социальной общности представлениях, установках, ценностях и идеалах.
Научно-аналитическое изучение феномена «массовое сознание» восходит к становлению социальной психологии как самостоятельной научной дисциплины в последней трети XIX века. В классических для социальной психологии работах Тарда, Г. Лебона, С. Сигеле и У. Макдауголла массовое сознание трактуется с позиции массовых психических процессов - «психологии масс» и возникших на этой основе специфических форм массового поведения. При этом исследование «массового сознания» носит в большей степени описательный характер и раскрывает причины масштабности массовых психологических явлений в обществе [130; 133].
Различные подходы к определению феномена «массовое сознание» во
многом связаны с интерпретацией термина «массы». Так, американский
17