Введение
Оглавление
3
Глава 1. Ценности как регуляторы социального поведения
1.1. Ценности и ценностные ориентации: междисциплинарный анализ...11
1.2. Гражданственность и патриотизм как системообразующие компоненты системы социальных ценностей...................................27
1.3. Ценности учащихся военных и гражданских вузов в контексте изменений ценностного мира россиян в 1991-2010 гг..............42
Глава 2, Формирование ценностей и установок молодежи в современной
России (по результатам социологических исследований)
2.1. Противоречия в ценностях как индикатор интеграции молодого человека в российском обществе.................................53
2.2. Представления о патриотах и патриотизме учащихся гражданских и военных вузов..................................................65
2.3. Отношение учащихся петербургских вузов к гражданских правам и социальным гарантиям как показатель гражданской зрелости.......79
Глава 3. Государственная молодежная политика как средство
формирования ценностного мира молодежи
3.1. Миссия молодежи в современном российском обществе..............94
3.2. Роль государственной молодежной политики в формировании ценностного мира молодежи.....................................104
3.3. Приоритетные направления формирования ценностного мира (воспитания) молодежи в современных условиях..................119
Заключение.........................................................134
Библиография.......................................................140
Приложения.........................................................156
2
Введение
Актуальность темы исследования. Исследования ценностного мира молодежи актуальны по нескольким причинам. Во-первых, по своей сути это сфера динамичная - она чутко реагирует на социальные процессы и отражает их сквозь призму специфических для этой возрастной когорты потребностей, интересов, проблем, социального статуса.
Во-вторых, процессы глобализации, охватившие все сферы социальной жизни современных обществ, требуют развития и распространения новых ценностных ориентиров; попытка придерживаться прежних убеждений и стереотипов поведения приводит к широкому спектру негативных последствий, начиная от дезадаптации на уровне личности и заканчивая катастрофами в масштабах планеты. Согласно теории социокультурной динамики Г1.А. Сорокина, современный этап развития цивилизации является решающим; неготовность к смене ценностей, и следовательно, поведения, означает гибель общества. В этих условиях анализ ценностей молодежи, как наиболее чувствительной к социальным переменам части общества, дает основания для прогнозов общественного развития, а также для корректировки деятельности по образованию и воспитанию нового поколения.
В-третьих, в пашей стране продолжается процесс смены общественного строя. Несмотря на изменение объективных условий (политической, экономической, правовой сферы и др.), исследования показывают, что ценности, убеждения, стереотипы поведения значительной части населения по-прежнему тяготеют к советскому периоду и характерным для него моделям взаимоотношения человека и государства, уровню социальной активности личности. Следовательно, социализация даже самой младшей части населения России содержит в себе зерна будущих проблем адаптации представлений о социальной реальности к ней самой. В настоящее время попытка наложить ценности капиталистического общества западного типа на российско-советский менталитет привела к хаосу в системе
теориями, отличаются скорее не по содержанию, а по форме выражения [76, 169,170].
Если в психологии ценности рассматриваются прежде всего как высшие мотивационные структуры жизнедеятельности, то в социологии - как общесоциальные регулятивные механизмы: ценности общества суть элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции [44, 111]. Подобно тому, как сквозная цель любой деятельности живого организма — сохранение и продолжение жизни, конечный смысл любого социального феномена состоит в поддержании стабильности общества и его развитии. Это необходимо, так как общество, являясь открытой системой, постоянно стремится к распаду.
Ценности выполняют роль стабилизатора общественной жизни, существуя на индивидуальном, групповом, социальном уровнях. Согласно теории Фрейда, формирование личностных ценностей происходит путем интериоризации социальных ценностей. Следовательно, ценности отдельного человека отражают ценности общества, к которому он принадлежит, и, напротив, истинные и декларируемые ценности общества определяют иерархию ценностей его членов. Включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях классового сознания той среды, в которой формировалось социальная индивидуальность и где протекает повседневная деятельность человека [160: с. 16].
Поскольку количество явлений и объектов, могущих представлять ценность душ субъекта, безгранично, количество ценностей также является безграничным. По этой причине существует множество классификаций ценностей, которые не представляется возможным свести в единую систему. А.Г. Эфендиев, подчеркивая условность классификации, выделяет:
> витальные ценности (связанные с основами жизни): сама жизнь, здоровье,
16
безопасность, благосостояние, сытость, покой, бодрость, сила, выносливость, комфорт;
> социальные ценности (связанные с социальным взаимодействием): свобода, инициатива, предприимчивость, богатство, справедливость, независимость, соборность, коллективизм, патриотизм, личная ответственность и т.д.;
> эстетические ценности: красота, стиль, гармония, самобытность, новизна и
т*Д*
> экономические (прибыльность, эффективность...); политические (свобода слова, всеобщность выборов...) и многие другие [98, с. 389-390].
Анализ Д.А. Леонтьевым списка ценностей Рокича (используемого в нашем
исследовании), позволяет выявить следующие дихотомические классы.
Терм и нал ь н ые цеш юсти:
> конкретные жизненные (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) — абстрактные (познание, развитие, свобода, творчество);
> связанные с профессиональной самореализацией (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) — связанные с личной жизнью (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);
> индивидуальные (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) — коллективистические, связанные с межличностными отношениями (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);
> активные (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) — пассивные (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
Инструментальные ценности:
> этические ценности (честность, непримиримості» к недостаткам) — ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) — ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность);
17
- Київ+380960830922