Ви є тут

Художественные коллекции Симбирского края. Собиратели. Мастера. Хронисты. : Конец XVIII - первая треть XX века

Автор: 
Баюра Луиза Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321025
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................... ...3
Глава I. Частные художественные коллекции Симбирского края конца XVIII - первой половины XIX века. Крепостные мастера...............17
1.1. Предпосылки зарождения художественного коллекционирования в Симбирском крае..............................................19
1.2. Мемуары, литературные произведения как источник сведений о частных художественных коллекциях в Симбирском крае (конец XVIII-первая треть XIX века).........................................30
1.3. Усадебный портрет XVI Il-первой половины XIX века в частных художественных коллекциях Симбирского края...................37
1.4. Крепостные художники Симбирского края.........................45
1.4.1. Симбирские «домашние живописцы». Н.П. Козлов - крепостной симбирских дворян Ивашевых................................46
1.4.2. Провинциальные художники - выходцы из
крепостной среды.............................................60
1.4.3. В.Г. Худяков (1826-1871)' крепостной симбирских дворян Поливановых...............................................66
Глава II. Систематические художественные коллекции Симбирского края второй половины XIX-начала XX века. Собиратели. Хронисты.
2.1 Усадебные и городские художественные коллекции второй половины XIX-начала XX века. Общая характеристика.....................78
2.2 Поливановы в истории культуры Симбирска.......................99
2.2.1. В.Н. Поливанов (1848-1915) - автор первого проекта художественного музея в Симбирске. 1880-е годы .........109
2.2.2. Музей В.Н. Поливанова в Акшуате......................116
2.3. A.B. Жиркевич (1857-1927) - коллекционер и летописец культуры.
2.3.1. A.B. Жиркевич и симбирские художники
1
1910-1920-х годов.........................................130
2.3.2. Коллекция A.B. Жиркевича...........................138
Глава III. Создание художественного музея в Симбирске.
1895-1920-е гг.
3.1. Хроника художественной жизни Симбирска конца XIX - начала XX века.........................................................146
3.2. Симбирский художественный музей. Дореволюционная коллекция (1895-1917)..................................................156
3.3. Национализация произведений искусства на территории Симбирской губернии (1918-1926 гг.).....................................165
3.4. Симбирский-Ульяновский художественный
музей (1918-1931)..........................................183
Заключение.......................................................194
Примечания.......................................................198
Источники. Литература............................................202
Приложение 1....................................................243
Приложение П....................................................256
Приложение III..................................................261
Приложение IV................................................. 276
Приложение V....................................................291
Приложение VI...................................................322
Приложение VII..................................................346
дворянство стремилось не отставать от столичного. И если коллекционирование в прямом смысле этого слова еще не получило широкого распространения, то приобретение предметов роскоши для украшения дома вошло в обиход жизни симбирского крупно-и среднепоместного дворянства.
Весьма разнообразны были способы приобретения предметов искусства.
Об одном «способе», известном еще со времен императрицы Анны Иоанновны, большой люби тельницы собирать фамильные портреты, отнимая их у подданных [Евангулова, 1995: 8], повествует Аксаков в «Семейной хронике»: «Михайла Максимович очень любил хорошие вещи, хороших лошадей и любил, как украшение дома, хорошие, по его мнению, картины. Если что-нибудь подобное нравилось ему в доме своего соседа или просто в том доме, где ему случалось быть, то он сейчас предлагал хозяину поменяться; в случае несогласия его он предлагал иногда и деньги, если был в хорошем духе. Если и туг хозяин упрямился, то Михайла Максимович предупреждал его, что возьмет даром» [Аксаков, 1983: 70].
Картины, собранные Михайлой Максимовичем, находились в усадебном доме, в кабинете прежнего хозяина: «На одной стене висела большая картина в раззолоченных рамах, представлявшая седого старичка в цепях, заключенного в тюрьму, которого кормила грудью молодая прекрасная женщина..., тогда как в окошко с железной решеткой заглядывали два монаха и улыбались. На других двух стенах также висели картины, но небольшие; на одной из них была нарисована швея, точно с живыми глазами, устремленными на того, кто на нее смотрит» [Аксаков, 1978: 186]. В первой картине нетрудно узнать популярный в
западноевропейской живописи ХУІІ-ХУПІ веков сюжет «Отцелюбие римлянки». Например, соответствует описанию Аксакова картина неизвестного немецкого мастера XVIII века, находящаяся в ГМИИ и поступившая в музей из частного собрания. Сюжет, заимствованный у
римского писателя Валерия Максима, использовали многие европейские мастера. Впрочем, в собственности у М.М. Куроедова могла быть и хорошая копия. Провинциальные коллекционеры высоко ценили саму возможность иметь картину с редким сюжетом, или копию, связанную с именем знаменитого мастера. Подлинность произведения стояла на втором месте.
Картина с изображение швеи, так поразившей юного Багрова неотрывно следящими за ним «живыми» глазами, также, вероятно, написана европейским художником. Подобные сюжеты в русском искусстве появятся позже, в начале XIX века. Однако европейские портреты с элементами жанра, особенно знаменитые «головки» П. Ротари, имели необыкновенную популярность среди любителей живописи [Брук, 1990: 45-50].
Картины в богатых золотых рамах, но в небольшом количестве, находились и в гостиной чурасовского дома. Кроме того, даже в деревне Вишенки, тоже принадлежавшей Куролесову, где не было барского дома, а был только флигель для наезда управляющего, тоже висели картины. Произведения живописи находились и в симбирском доме Куролесовых, в котором путешественники останавливались по дороге в Чурасово (местонахождение дома родственников Аксакова в Симбирске автору неизвестно).
Большой интерес представляет описание росписей клеевыми красками, украшавших чурасовский дом в зале и в диванной. По свидетельству симбирского историка, дом был расписан и снаружи [Суперанский, 1907: 497]. Достойны удивления экзотические сюжеты, которые исполнил, как пишет Аксаков, «какой-нибудь домашний маляр»: «...я с восхищением смотрел и на китайцев, и на диких американцев, и на пальмовые деревья, и на зверей, и на птиц, блиставших всеми яркими цветами» [Аксаков, 1978: 189]. Увлечение «китайщиной» и другими иноземными мотивами появилось в русской архитектуре и убранстве интерьера еще в середине XVIII века. Фантастичность географических и этнографических сюжетов, описанных Аксаковым, да еще в исполнении крепостного художника, отражают