Ви є тут

Символика цвета как проявление условности древнерусской иконописи диссертация ... кандидата философских наук : 17.00.09

Автор: 
Бралгин Егор Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
0
Артикул:
558846
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3-20
Глава 1. Становление и развитие теорий цветовой иконописной
символики.............................................................21-82
1.1 Теоретические предпосылки концепций цветовой иконописной
условности.......................................................21-38
1.2.Средневековые теории цвета в иконе...........................39-44
1.3.Отечественные концепции цветовой символики в иконе...........45-67
1.4.Современные российские и зарубежные исследования иконописной
цветовой символики...............................................68-82
Глава 2. Преломление библейской цветовой символики в художественной структуре иконы как проблема соотношения изобразительной и условной информации................................................83-167
2.1. Библейская символика и её цветовое выражение...............83-116
2.2. Структурная связь идеографических и символических элементов в
иконе..........................................................117-167
Заключение.....................................................168-180
Список литературы..............................................181-190
Приложения.....................................................191-197
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблема художественной условности как способа отражения действительности в искусстве в своём значении для процесса творчества получила широкое дискуссионное освещение в специальной литературе. Продолжительность дискуссий на эту тему объясняется актуальностью данной проблемы ввиду её неизменного присутствия в акте создания произведения искусства, его изобразительных и выразительных особенностей, которые, в конечном счёте, определяют художественную ценность произведения.
Проблема условности характеризуется тремя аспектами актуальности:
1) мировоззренческая актуальность данной проблемы объясняется тем, что условность рассматривается как выражение определённого мироотношения, определённой ценности как художественно-изобразительного, так и содержательного характера;
2) социальная актуальность данной проблемы предполагает более широкий взгляд на взаимоотношение религии и искусства, искусства и общества в едином русле социального отражения действительности;
3) научная актуальность проблемы условности объясняется уровнем или мерой удалённости условности от действительности, в которой с одной стороны, формальное начало произведения, имеющее качество условности, может противостоять действительности и даже опровергать её в беспредметных или символических произведениях. С другой стороны, возникновение условности связывают с познанием действительности. При этом условность трактуется как способ более емкого, обобщающего раскрытия реальности, выделения главных её черт, своеобразного, художественного открытия мира в произведении искусства.
Таким образом, условное рассматривается или как противопоставленное эстетическому в произведении, или же как связанное с действительностью и поэтому неизбежно дополняющее изобразительную сторону произведения. При этом чётко не определяется, по каким законам существует данная связь,
18
идеографический уровень структуры формирует её символический аспект; б) идеографический уровень конкретизируется символикой; 2) движение от символического к изобразительному (значением символа определяется принцип эстетического конструирования иконы - композиция); 3) условное и изображающее как антагонисты: а) менее важные, с символической точки зрения, места в композиции заполняются декоративными элементами; б) асимволическое месторасположение является фактором эстетизации пространства.
Выявлены значения цвета, характерных для ветхозаветной символики: 1) белый цвет - женщина, рождающее начало, плодородие; 2) чёрный цвет -мужчина, хаос, разрушающее начало; 3) красный цвет - главенствующее значение жертвенной крови, в которое вплавляются значения огня и воды и благодаря которому красный цвет выполняет роль вершителя цикла умирания-возрождения, ада и рая и т.п.; 4) бело-красное сочетание - сочетание света и огня есть символика рая, перерождение получает вид духовного бессмертия; 5) чёрно-красное сочетание - сочетание воды и крови (кровавого моря), ад; 6) чёрно-белое сочетание следует определять в значении сокращённого цикла умирания-возрождения в общем контексте символики плодородия; 7) чёрно-красно-белое сочетание - полный цикл умирания-возрождения, полноправно включающий в себя значение человеческого (красное в значении крови культовой жертвы); 8) красно-синее сочетание символизирует соединение огня и воды, характерное в первую очередь для ветхозаветного Бога (отсюда оформление жертвенников и скиний в красно-синих тонах); 9) синий цвет в Ветхом Завете выступает как амбивалентный принцип «блюстителя» человечества, как напоминание о моисеевых заповедях.
Проанализирована символика Нового Завета, в которой по сравнению с Ветхим Заветом во всех основных цветовых символах (особенно в отношении красного цвета) произошла некая стабилизация значения, представленного цветом. В Новом Завете цвет перестал нести функции символического выразителя безусловного (плодородного) цикла умирания-возрождения и
19
связанной с ним неизбежной амбивалентности цветовой символики. Отсюда меняется вся сопутствующая символика. Например, ветхозаветная вертикальная медиация между верхом и низом в Новом Завете заменяется на горизонтальную символику разделения на «правое» и «левое» (подсудное) человечество. Причём, как в Ветхом Завете цветовым аналогом вертикали был красный цвет, так и в Новом Завете горизонтальное разделение выражено красным цветом. В одном случае красный цвет связывает добро и зло в бесконечный перерожденческий цикл, а в другом, акцентированно отделяет добро от зла в эсхатологической символике, которая главенствующей нитью проходит через весь Новый Завет (Христос - «огонь разделяющий»).
Новый Завет показывает богатую картину цветовых выражений Христа или родственных ему' символов. Основным цветом, характеризующим Христа, остаётся красный цвег (огонь, солярная функция Христа наряду с символикой крови Христа), а сопутствующим стабилизированным цветом становится белый цвет в значениях Истины и Слова.
Исследован уровень трансформации библейской символики в иконе. Автор приходит к выводу, что символика цвета сохранилась в иконописи в тех же значениях, что и в Библии. Глобальной трансформации не произошло, но всё же небольшие изменения были внесены. На незначительное дополнение значений для определённого цвета влияли два фактора: 1) культовая роль иконы (икона как окно в божественный мир); 2) специфика изобразительного искусства.
В первом случае плодородная символика обогащалась духовным смыслом. «Здешний» аспект символики становился частью «горнего», потустороннего мира. Плодородный культ получал статус качества божественного мира (возрождение - рай).
Во втором варианте сама изобразительная специфика иконы расставляла приоритеты символически главного и второстепенного. Так пространственная символика, которая в Библии была одним из сопутствующих значений цвета, в иконописи трактуется букватьно.