Ви є тут

Исполнительское творчество Даниила Шафрана

Автор: 
Бугаев Олег Владиславович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172535
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕ РЖАНИЕ
Введение 3
Глава первая. Творческий путь Даниила Шафрана 10
Начало 10
Искания 20
Мастер 31
Глава вторая. Исполнительские принципы
Даниила Шафрана 49
Исполнительский стиль Д. Шафрана 49
Исполнитель и авторский текст 57
Секреты мастерства 66
Репетиции, работа в ансамбле,
концертные выступления 74
Глава третья. Интерпретации Д. Шафрана 86
Обзор репертуара и программ сольных концертов 86 И. С. Бах ' 93
Сонаты Бетховена 105
Сонаты Шуберта, Брамса, Рахманинова 120
Концерты Р. Шумана, А. Дворжака 133
Шостакович 143
Виолончельные миниатюры 155
Заключение. Шафран - педагог 163
Список литературы и других источников 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 185
I. Репертуар и дискография Д. Шафрана ‘ 185
II. Факсимиле
Две страницы из тетради с концертными программами (архив Д. Б. Шафрана). 209
Репертуар Д. Б. Шафрана (по жанрам). Рукопись Д. Б. Шафрана из его архива. 210
- 2 -
Введение
В течение более чем сорока последних лет XX столетия Даниил Борисович Шафран входил в число наиболее известных и успешно концертирующих виолончелистов мира. Его знаменитая виолончель работы братів в Амати звучала в крупнейших залах Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Мюнхена, Копенгагена, Стокгольма, Вены, Флоренции,
ЧУ
Лондона, Ныо-Иорка и еще десятков городов - мировых столиц и не только. Перечисление оркестров и дирижеров, с которыми выступал артист, могло бы занять здесь очень много места. Что же касается реакции на концерты Даниила Шафрана со стороны его коллег-музыкантов, прессы и, разумеется, публики, то о ней можно сказать кратко -благодарность и восторг всегда решительно преобладали в хоре голосов, что-либо говоривших об игре Маэстро, а его художественный облик всегда воспринимался как уникальное явление на фоне современного ему исполнительского искусства.
Изучить творчество Шафрана - дело не из легких. Определить же тайны его искусства - тем более. В то же время осмысление его творческой эволюции, исполнительских при)іципов и наиболее важных интерпретаций давно назрело и составляет цель, которая преследовалась в настоящей работе.
Для достижения этой цели автор постарался разрешить несколько важных задач. Это
— воссоздание творческой биографии Д. Б. Шафрана;
— анализ его взглядов на проблемы исполнительского искусства и педагогики;
— установление системы его работы, индивидуальных приемов техники виолончельной игры;
— изучение репертуара и концертных программ Д. Б. Шафрана;
— анализ его интерпретаций;
— выявление существующих записей и составление дискографии1.
1 Дискографию, содержащуюся в предшествующих публикациях |Ял» польский И. М. Даниил Шафран. М., 1974. С. 52-56; Даниил Шафран. Виолончель соло. М.. 2001. С. 391-411), мы уточнили и дополнили, доведя сс до 2006 года.
3
музыкантах — его современниках и соотечественниках; «Это ощущалось в каком-то особом трагическом пафосе, нервной экспрессии, драматической заостренности трактовок (даже при исполнении сочинений, далеких, казалось бы, от психологических коллизий»22.
В Новосибирске Шафран встретился с пианисткой, ставшей впоследствии его женой и долговременным партнером по концертной работе. Это Нина Никитична (Мкртычевна) Мусинян (1910-1995) - ученица К. Н. Игумнова (закончила консерваторию в 1931 году), лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1937), с 1938 года преподававшая на кафедре общего фортепиано Московской консерватории. Их совместные выступления начались там же, в эвакуации. Из Новосибирска они уезжали с концертами в Барнаул, Ташкент, Саратов - в таких обстоятельствах начались гастроли Шафрана по городам Советского Союза, продолжавшиеся затем почти до конца его жизни. Общение с Ниной Мусинян, о которой знавшие се вспоминают как о высоко талантливом музыканте и чуткой ансамблистке (об этом же свидетельствуют се записи с Шафраном), благотворно сказалось на его дальнейшем творческом развитии.
Искания.
В 1943 году двадцатилетий Шафран становится солистом Московской государственной филармонии. Это событие и связанный с ним переезд в Москву стали вехой не только в его биографии, но и в его внутреннем развитии. Начался период творческих поисков, непростой путь от внушающих удивление успехов исполнителя-вундеркинда к формированию самостоятельного художественного мышления зрелого музыканта.
Эгот путь представляет собой проблему, с которой, как известно, справляются не все исполнители, знавшие блестящее начало своей карьеры в раннем возрасте. Преодолеть связанные с творческим взрослением трудности, в том числе и психологические, Шафрану помогли всегда присущие ему строгость и требовательность к себе, в высшей
аа Шафран Д. Талант - это дар увлекаться и увлекать. Беседа с Г. Цыпиньш / / Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 141.
-20-
степени серьезное отношение ко всем сторонам артистической профессии. Способствовали этому и новые обстоятельства жизни, заставившие Шафрана отчасти пересмотреть прежние творческие установки и давшие импульсы к дальнейшим поискам. И хотя ранние записи Шафрана говорят о нем как о сложившемся музыканте, можно, зная последующие его достижения, согласиться с И. Ямпольским, утверждавшим, что Шафран принадлежит к тем художникам, которые «лишь в результате упорной работы и длительных творческих исканий достигают вершин интерпретаторского искусства»23.
О первых годах, проведенных в Москве, Шафран вспоминал как о времени, когда «всё накопленное в годы обучения в десятилетке и консерватории надо было переосмыслить». И далее: «Ведь никакой фундамент,
закладываемый в период систематического обучения, не может быть достаточным для артиста в момент, когда он становится на собственные ноги. Тут он сталкивается с трудностями, ищет, осознаёт ошибки, находит какие-то новые пути, словом, мужает. Это, возможно, самый ответственный и очень важный период в музыкальном развитии. Так было и со мной*24.
В этой сложной ситуации его поддержала жена Нина Мусинян, которая на протяжении многих лет была не только блестящим камерным партнёром музыканта, но и искренним другом, советчиком. Она настаивала на поисках собственного пути зрелого музыканта, помогала понять всю ответственность периода становления. Это позволило избежать трагедии, которая часто происходит с людьми, подававшими большие надежды, но так и не преодолевшими барьер между детством и зрелостью.
Большое влияние на музыканта оказало знакомство с искусством Генриха Нейгауза, Святослава Рихтера, ошеломившего артиста «масштабом мышления, мудрым, скупым отбором средств, удивительной способностью доводить до конечной цели все свои исполнительские замыслы*25. По признаниям Шафрана, на раннем этапе своего взросления он придавал чрезмерное значение деталям, «любовался ими», а затем, не без влияния таких музыкантов, как Святослав Теофилович, артист стал мыслить иначе,
45 ЯмПОЛЬСКий И. Даниил Шафран. С. 17.
24 Там же. С. 18.
2» Юзефович В. Беседы с мастерами. Даниил Шафран // Советская музыка. 1978. № 1. С. 75.
- 21 -