Ви є тут

Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии

Автор: 
Ракич Зоран
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172899
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................. 4
Глава 1. Предпосылки развития баянно-аккордеонного исполнительства в культуре Сербии ( X - конец XIX столетий )......................... 10
1.1. Истоки баянно-аккордеонного искусства в инструментальном музицировании с X до конца XVIII веков......................... 10
1.2. Просветительская деятельность и фольклорное исполнительство ХУШ-Х1Х веков как предпосылка появления гармони-ко-баянного искусства в Сербии................................ 19
Глава 2. Зарождение сербской баянно-аккордеонной культуры в период 1900-1941 годов...................................................... 32
2.1. Привнесение новой конструкции и причины распространения инструмента................................................... 32
2.2. Зарождение производства аккордеонов и баянов в Сербии и первые шаги в исполнительстве................................. 46
Глава 3. Введение аккордеона в систему профессионального музыкального образования и развитие музицирования на нем с 1945 по 1960 год . 59
3.1. Музыкальная жизнь в Сербии и открытие отделений аккордеона в музыкальных школах после второй мировой войны .... 59
3.2. Налаживание производства отечественных инструментов в первое послевоенное десятилетие............................... 66
3.3. Становление учебных планов и программ. Репертуар исполнителей на аккордеоне......................................... 71
Глава 4. Развитие аккордеонного исполнительства в период 60 - 80-х годов................................................................ 85
4.1. Открытие первых классов аккордеона в музыкальных училищах .......................................................... 85
2
4.2. Появление инструментов с выборной клавиатурой (баритон-бас) и их влияние на ученые планы и методическую литературу ........................................,.................. 88
4.3. Академизация начального обучения на аккордеоне во второй половине 70-х годов............................................. 92
4.4. Организация первых конкурсов и выход сербских аккордеонистов на международную сцену................................... 99
4.5. Формирование репертуара сербских аккордеонистов........... 103
Глава 5. Становление баяна и аккордеона как академических инструментов с 1980 года по настоящее время................................ 112
5.1. Внедрение в процесс обучения аккордеонов с переключателем системы «конвертор» и появление баяна в системе профессионального музыкального образования........................ 112
5.2. Развитие искусства игры на баяне и аккордеоне и открытие классов этих инструментов в вузах Сербии....................... 118
5.3. Отечественные и международные конкурсы (1980-2002 годы) как стимул для совершенствования мастерства сербских баянистов и аккордеонистов.............;.......................... 126
5.4. Рост исполнительского искусства на отделениях баяна и аккордеона в музыкальных школах и училищах....................... 134
5.5. Получение высшего педагогического образования по классу аккордеона и баяна за рубежом и в Сербии....................... 142
5.6. Методические работы....................................... 145
5.7. Формирование баянно-аккордеонного репертуара в период с
1980 года по настоящее время............................... 148
Заключение........................................................... 161
Список литературы.................................................... 171
Приложение........................................................... 181
3
или:
Голос
Гусле
Многие авторы - К. Рихтман, В. Милошевич, С. Степанов и Й. Бежич транскрибируют записи мелодий, исполняемых на гусле, подчеркивая, что эти мелодии охватывают четыре, а иногда всего три тона, украшаемых множеством орнаментов [171,т.1,с.50]. Кроме того, исполнитель не только играет на гусле, но и одновременно поёт. Как и в случае воспроизведения музыки на «гайде» (сербской волынке), исполнитель на гусле мог заменить небольшой ансамбль.
Следует отметить и другой важный элемент - простоту интерпретации. Умение играть на гусле передавалось в бесписьменной форме и не требовало специальных условий. Хроматические орнаменты, и это следует особенно подчеркнуть, явились важной предпосылкой появления и быстрого распространения хроматической гармоники в Сербии.
Таким образом, эти свойства оказались весьма существенными и в значительной мере повлияли на формирование народной культуры сербских гармонистов и баянистов.
18
1.2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОЛЬКЛОРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ХУ1П-Х1Х ВЕКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОЯВЛЕНИЯ ГАРМОНИКО-БАЯННОГО ИСКУССТВА В СЕРБИИ
Музыкальная жизнь XVIII века олицетворяет собой начало пробуждения гражданской культуры. Ни Сербия, ни ее автономный край Воеводина10, не оставались в стороне от этого процесса. В 1717 году австрийский полководец Евгений Савойский одержал победу над турками и завоевал Белград. Турки покидают эту часть Сербии, и она выходит из-под их влияния вплоть до 1739 года. В период австро-венгерского правления Белград приобретает новые, западные черты. Изменения происходят не только во внешнем облике города, но и, например, в просвещении. Открываются новые школы: немецкие и латинские, с одной стороны, где все дисциплины преподают католические миссионеры, присланные из Австрии, и сербские, с другой стороны, в которых основам грамотности учеников обучают переселенцы из Греции и России.
В это время в стране появляются европейские классические музыкальные инструменты, возникают духовые оркестры, организуются балы и открываются театры [63,с.39].
Имущие слои сербского общества перенимают обычаи и манеры австрийской и венгерской аристократии. С. Джурич-Клайн в своем исследовании приводит интересный факт: уже в 1720 году католики в Белграде пользовались органом. Это первое упоминание об органе, и, скорее всего, в Белград его привезли австрийцы для проведения церковных служб.
Волна французской культуры, распространившаяся по всей Европе, захлёстывает Воеводину и Сербию. В Воеводине и в Белграде стали
10 Воеводина - традиционная часть Сербии, находилась в составе Авсгро-Вснгерской империи все время своего существования вплоть до второй половины XIX века. Европейское влияние в этой части Сербии чувствовалось больше всего.
19